1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение детей с ОВЗ в школах: способы и особенности

Обучение детей с ОВЗ в школах: способы и особенности

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра.

ОВЗ — не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский термин. Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи на медико-социальной экспертизе. У ребёнка может быть инвалидность без статуса ОВЗ. Например, у ребят с сахарным диабетом. И наоборот: ребёнок с задержкой развития может не иметь инвалидности.

Значение слуха для детей

Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно, говорить. Крошке того, слух дает ребенку возможность слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки. Слух-это больше, чем просто один из органов чувств; слух играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка.

Раньше, когда не было возможности правильно диагностировать нарушение слуха маленького ребенка, часто считалось, что слабослышащий ребенок умственно отсталый. В этом случае его могли даже отправить в дом-интернат для умственно отсталых детей. К счастью, сегодня так не поступают. Потеря слуха никак не связана с умственными способностями человека. Однако, если на ранней стадии нарушение слуха остается без диагноза и компенсации, это может иметь значительное отрицательное влияние на последующее развитие ребенка.

Зачастую родителям труднее смириться с мыслью о нарушении слуха ребенка, чем самому ребенку. Поэтому крайне важно, чтобы родители поддерживали ребенка, относились нейтрально и искали информацию о диагнозе для того, чтобы предоставить ребенку оптимальные условия для его развития.

Дети с нарушением слуха

От одного до четырех из 1000 младенцев рождаются с той или иной степенью постоянной потери слуха. Существует множество разных причин возникновения потери слуха у младенца, включая родовую травму и наследственные болезни.

Проблемы со слухом также могут развиваться постепенно в течение детства. Среди причин приобретенной потери слуха — воспаление среднего уха (отит) и воздействие шума.

Около половины всех детей в детстве болеют отитом, который часто сопровождается появлением жидкости во внутреннем ухе, что может вызвать временную или постоянную потерю слуха. Важно помнить, что ребенок, у которого часто возникают проблемы с ушами, может испытывать временную потерю слуха. В результате частых проблем со слухом, особенно в течение первых лет обучения в школе, могут измениться восприимчивость и поведение ребенка.

Почему важно как можно раньше диагностировать нарушение слуха?

Чем раньше нарушение слуха ребенка диагностируется и компенсируется с помощью слуховых аппаратов, тем больше шансов у ребенка жить практически нормальной жизнью. Слух полностью развит уже при рождении, и сегодня можно диагностировать нарушение слуха даже у новорожденного. Рекомендуется проверить слух ребенка как можно раньше, особенно если в Вашей семье уже были случаи наследственной потери слуха. Сегодня существуют программы скрининга для идентификации детей с высоким риском врожденной потери слуха. Исследования показывают, что, за исключением детей с очень тяжелой потерей слуха, языковое развитие слабослышащего ребенка можно сравнить с языковым развитием нормально слышащего ребенка, если слабослышащий ребенок получил слуховые аппараты в течение первых 6 месяцев.

0-4 месяца

Ребенок пугается внезапных или громких звуков и начинает локализировать звуки глазами или движением головы.

3-6 месяцев

Ребенок проявляет интерес к разным звукам и сам начинает издавать звуки. Кроме того, он предположительно узнает знакомые голоса.

6-12 месяцев

Ребенок начинает лепетать и понимать простые слова, как, например, «мама» и «пока». Также начинает реагировать на простые предложения.

12-18 месяцев

Лепет постепенно превращается в слова. Ребенок может использовать около 20 слов и понимает около 50 слов.

2 года

Чаще всего ребенок может строить простые предложения и пользоваться словарным запасом, состоящим из 200-300 слов. Ребенку нравится, когда ему читают вслух детскую книгу, он может указать пальцем на рисунки в книге и называть названия часто встречающиеся в ней предметы.

3-4 года

Ребенок использует слова и предложения для того, чтобы спрашивать, выражать свои желания и чувства. В течение этих двух лет значительно улучшаются произношение и понимание речи, и расширяется словарный запас.

Какие модели слуховых аппаратов подходят детям?

Чтобы обеспечить оптимальную функциональность слуховых аппаратов важно, чтобы они полностью соответствовали размеру ушей ребенка. Из-за постоянных физических изменений формы и размера уха ребенка прилагаются специальные требования к слуховым аппаратам. Маленьким детям обычно рекомендуются заушные слуховые аппараты (ВТЕ), так как они наиболее прочны, просты в использовании, а также облегчают процесс ежедневного устранения ушной серы. Так как форма и размер ушного канала ребенка постоянно изменяются, следует время от времени изготавливать новые ушные вкладыши.

Слуховые аппараты доступны в разных ярких цветах, которые предпочитает большинство детей. Подростки могут предпочитать более незаметные модели. Чаще всего они не желают отличаться от своих друзей, поэтому слабослышащие подростки предпочитают наиболее незаметные слуховые аппараты.

Как слуховые аппараты могут помочь ребенку?

Слуховые аппараты дают слабослышащему ребенку возможность развивать свои языковые способности и принимать активное участие в социальной жизни, например, в школе — на равных со сверстниками.

Людям с нарушением слуха обычно трудно различить речь от шума. Это касается особенно детей, так как их язык еще не полностью развит, в результате чего им трудно угадать слова, которые они не расслышали. Таким образом, современные слуховые аппараты приносят огромную пользу слабослышащим детям. Они подавляют мешающий фоновый шум и выделяют желаемые звуки как, например, речь.

Если Ваш ребенок имеет нарушение слуха на оба уха важно, чтобы он носил два слуховых аппарата. Такая бинауральная настройка улучшает разборчивость речи в шумных обстановках.

Шум повреждает слух

Значительную часть дня дети проводят в шумных обстановках — например, на детской площадке, в классе и в школе продленного дня. Длительное воздействие шума может вызвать временную или постоянную потерю слуха.

Важно, чтобы ребенок не подвергался чрезмерному воздействию шума. Родители и учителя должны стараться уменьшить шум в окружении детей для того, чтобы создать благоприятные условия для здорового развития детей.

Помощь есть!

Сегодня существуют разные способы для того, чтобы помочь людей с нарушением слуха максимально реализовать свой потенциал.

Вышивать крестиком и заниматься музыкой

Учителя и дети признают: конкурировать на равных в олимпиадах по физике или математике с учащимися обычных школ не получится. Зато можно проявить себя в спорте или декоративно-прикладном искусстве. Чтобы в этом убедиться, далеко ходить не надо: в школе на каждом этаже секции с многочисленными кубками, стенды с грамотами и дипломами, а на стенах картины, вышитые крестиком.

– Наши воспитанники представляют страну на дефлимпийских играх, – с гордостью рассказывает Галина Гурбо. – Среди 46 стран-участниц в 2009 и 2013 годах заняли пятое и четвертое места.

Развлечений хватит на всех: кружки рукоделия, танцевальная студия, театр пантомимы и студия жестового пения. Но самое интересное – ученики могут заниматься музыкой. Школа обзавелась маракасами, цимбалами, треугольником и ксилофоном. Решили попробовать, и у многих получилось!

– Конечно, это совсем не те занятия музыкой, которые можете представить, – предупреждает Галина Гурбо. – Ребята повторяют движения за учителем, доводят до автоматизма извлечение звука, паузы. Это сложно, но их труды окупаются: дети становятся более уверенными в себе, раскрепощенными. Кто не знает, даже не подумает, что они не слышат!

Сначала за уроками, а затем за увлекательными занятиями и проходит день учеников этой школы. Самые маленькие или живущие в отдаленных районах и других городах остаются здесь ночевать.

Кондуктивная тугоухость

По анатомическому признаку причины кондуктивной тугоухости можно разделить на заболевания наружного или среднего уха.

Читать еще:  Можно ли лечить уши Нафтизином?

Причинами непроходимости наружного слухового прохода, канала от ушной раковины до барабанной перепонки, являются: серные пробки; костные выросты — экзостозы и остеомы; врожденные аномалии — стеноз, атрезия слухового прохода.

Самые распространенные заболевания среднего уха: острый средний отит, экссудативный средний отит.

Острый наружный отит

Воспалительное заболевание наружного слухового прохода. Возникает при нарушении механизмов защиты (в том числе вследствие чрезмерной чистки ушей) или из-за травмы слухового прохода.

В большинстве случаев острый наружный отит имеет бактериальное происхождение. И только в 2-10% диагностируется грибковое поражение. Заболеваемость чаще отмечается в летний период и, по всей видимости, связана с повышенной влажностью, жарой и купанием.

Для острого наружного отита характерны следующие симптомы. Ребенок может жаловаться на боль в ухе (возникает или усиливается при прикосновении к ушной раковине), зуд, выделения из уха, снижение слуха (в том числе из-за отека наружного слухового прохода). При тяжелом течении возможно покраснение ушной раковины, появляется лимфаденит и лихорадка.

До осмотра врачом для уменьшения болевого синдрома рекомендовано использовать ибупрофен или парацетамол в возрастной дозировке. При целостности барабанной перепонки допускается использование капель, в состав которых входят обезболивающие средства (например, лидокаин). Однако преимущество — за системными обезболивающими препаратами, так как вопрос применения капель до сих пор остается спорным, а в случае перфорации барабанной перепонки ряд лекарств, включая лидокаин, оказывают токсическое влияние на структуры внутреннего уха, что может в итоге приводить к сенсоневральной тугоухости.

Профилактика острого наружного отита проводится при часто повторяющихся эпизодах заболевания, сопутствующих дерматологических заболеваниях, а также при регулярном контакте с водой. (При частом попадании воды в ухо вымывается сера, а образующаяся в нем влажная щелочная среда идеально подходит для роста микроорганизмов — «ухо пловца».)

Если ребенок занимается водными видами спорта, часто посещает бассейн, рекомендуется использовать шапочки для плавания или специальные беруши, а также высушивать ухо после купания. Наружное ухо можно аккуратно протереть полотенцем. Для удаления остатков воды попросите ребенка энергично потрясти головой в разные стороны.

Острый средний отит

Острое воспалительное заболевание, при котором в полости среднего уха накапливается инфицированная жидкость.

Среднее ухо — замкнутое пространство, единственным сообщением которого с окружающей средой является слуховая (евстахиева) труба. У маленьких детей слуховая труба короче и шире, чем у взрослых, и направлена горизонтально. Такое расположение способствует более легкому попаданию инфекции в среднее ухо.

Самый распространенный симптом острого среднего отита — боль в ухе (в ряде случаев может отсутствовать). Также возможны жалобы на снижение слуха, заложенность, шум, выделения (гноетечение) из уха. Общие симптомы: лихорадка, головная боль, слабость, утомляемость, нарушение сна, снижение аппетита. У самых маленьких детей стоит обратить внимание на плач во время кормления, отказ от еды, плохой сон, выделения из уха, ребенок может держаться за больное ухо и не реагировать на привычные звуки.

До осмотра врачом рекомендуется использовать ибупрофен или парацетамол в возрастной дозировке для уменьшения болевого синдрома. Использовать капли с антибактериальными средствами при целой барабанной перепонке бессмысленно, так как капли не проникают за перепонку, в очаг воспаления. Спектр препаратов, которые можно применять при перфорации барабанной перепонки, ограничен.

При остром гнойном среднем отите основное лечение — системная антибактериальная терапия, а не местная.

Профилактикой острого среднего отита является вакцинация против пневмококка, гемофильной палочки, ежегодно против гриппа; рекомендуется избегать острых респираторных инфекций и других заболеваний верхних дыхательных путей (насколько это возможно). Некоторым детям, особенно подверженным риску задержки речи или проблем с обучением, может быть полезна установка тимпаностомической трубки.

Экссудативный средний отит

Заболевание, при котором в среднем ухе присутствует жидкость (экссудат), но нет признаков инфекционного воспаления.

Анатомически среднее ухо сообщается с окружающей средой только через слуховую трубу, которая обеспечивает воздухообмен и выводит образующуюся в среднем ухе жидкость. В случае, когда евстахиева труба не функционирует, давление в полости среднего уха снижается, слизистая оболочка продолжает свою работу, но образующийся экссудат не выводится наружу. Если в этот момент в полость среднего уха не проникает инфекция из носа и носоглотки, такой отит называется экссудативным.

Экссудативный отит часто возникает в результате перенесенного гнойного среднего отита, когда экссудат в ухе может сохраняться до 6 недель. Как правило, этот процесс разрешается самопроизвольно.

Экссудативный средний отит нередко протекает бессимптомно. Может проявляться снижением слуха — постоянным или периодическим. У маленьких детей снижение слуха можно заподозрить, если ребенок часто переспрашивает или просит увеличить громкость телевизора. Также он может жаловаться на ощущение давления, распирания в ухе, ушной шум, у него может наблюдаться нарушение равновесия.

Чаще всего экссудативный отит проходит самостоятельно в течение 4-6 недель. Если же признаки сохраняются, цель лечения — освободить среднее ухо от экссудата и восстановить в нем нормальное давление. В период наблюдения можно выполнять «самопродувание» слуховых труб — процесс, при котором в результате увеличения давления в носоглотке происходит открытие слуховой трубы. Один из вариантов — выполнение усиленного выдоха с закрытым ртом и носом. Существуют также различные комплексы гимнастики для слуховой трубы.

Динамическое наблюдение возможно, если заболевание длится менее 3 месяцев. В других случаях показано хирургическое вмешательство — шунтирование барабанной перепонки (в барабанную перепонку устанавливается специальная трубка, за счет которой обеспечится эвакуация содержимого). При гипертрофии носоглоточной миндалины его лучше сочетать с одновременным выполнением аденотомии.

Антибактериальные препараты, антигистаминные средства, гормоны, сосудосуживающие капли не рекомендованы для лечения экссудативного отита. Применение интраназальных средств (в том числе топических кортикостероидов) целесообразно только при наличии сопутствующей патологии носа или носоглотки.

Основная профилактика экссудативного среднего отита — своевременное лечение заболеваний носа и носоглотки. Показано также удаление аденоидов при их гипертрофии и неэффективности курсов консервативного лечения.

Если планируется перелет, а у ребенка присутствует насморк, отек в носу, за час до полета можно закапать в нос сосудосуживающие капли, а на взлете и во время посадки самолета рекомендуется зевать или глотать (пить мелкими глотками, жевать жвачку, рассасывать леденцы). Маленькому ребенку можно дать попить из бутылочки. При аллергическом рините за час до взлета можно принять антигистаминные препараты.

По оценке ВОЗ, потери слуха в детском возрасте можно избежать в 60% случаев. Важно принимать необходимые профилактические меры и вовремя обращаться к врачам соответствующего профиля.

ФГОС ОВЗ

С 01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).

Стандарт регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее дети с ОВЗ).

Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребёнка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации..

ФГОС ОВЗ и Приказ представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее — АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Стандарт регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее дети с ОВЗ).

Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Читать еще:  Как вылечить сенсоневральную тугоухость различной степени?

Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспеченияравного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (ч.6 ст.11 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

Категории детей с ОВЗ:

-дети с нарушениями зрения

-дети с нарушениями слуха

-дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА)

-дети с задержкой психического развития (ЗПР)

-дети с нарушением интеллекта (У/О)

-дети с расстройствами аутистического спектра (РА)

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.

Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Статус «ребенок с ОВЗ» в системе образования дает детям данной категории определенные льготы:

  1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
  2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
  3. По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания).
  4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
  5. Дети группы ОВЗ не могут быть подвегнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

Положение ПМПК

План по вопросам организации инклюзивного образования

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Информация для родителей!

Новые подходы к образованию.

Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.

Категории детей с ограниченным здоровьем:

— с расстройством поведения и общения;

— с нарушениями слуха;

— с нарушениями зрения;

— с речевыми дисфункциями;

— с изменениями опорно-двигательного аппарата;

— с отсталостью умственного развития;

— с задержкой психического развития;

Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние. Так, например, при работе с ребятами, имеющими нарушения зрения, используются специальные развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора.

Принципы обучения.

Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения.

Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:

Психологическая безопасность.Помощь в приспособлении к окружающим условиям.Единство совместной деятельности.Мотивирование ребенка к учебному процессу.

Начальный этап образования в ДОУ включает в себя сотрудничество с воспитателем, повышенный интерес к выполнению разных заданий. Средняя школа должна стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей. Нельзя забывать о влиянии на развитие детей с ОВЗ семейного воспитания, которое играет основную роль в становлении личности. Не секрет, что процесс становления индивида включает в себя единство систем социокультурных и биологических факторов. Атипичное развитие имеет первичный дефект, который был вызван биологическими обстоятельствами. Он, в свою очередь, образует вторичные изменения, возникшие на патологической среде. Например, первичным дефектом будет нарушение слуха, а вторичным – наступившая немота. Изучая связь первичных и последующих изменений, педагог Л. С. Выготский выдвинул положение, в котором говорится, что чем дальше первичный дефект отделен от вторичных симптомов, тем успешнее будет коррекция последних. Так, на развитие ребенка с ОВЗ влияют четыре фактора: тип нарушения, качество, степень и срок возникновения основного нарушения, а также условия окружающей среды.

Обучение ребят.

При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить. Образование детей с ОВЗ должно быть качественным. В настоящее время наблюдается рост количества ребят с тяжелейшими нарушениями, но вместе с этим, благодаря использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам многие ученики достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории. В настоящее время набирает силу тенденция устранения неравенства общеобразовательных и коррекционных школ, повышается роль инклюзивного обучения. В связи с этим наблюдается большая неоднородность состава учеников по их психическому, физическому, умственному развитию, что значительно затрудняет адаптацию детей как с отклонениями в здоровьи, так и без функциональных расстройств. Педагог часто просто теряется в приемах оказания помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями. Также существуют недочеты в применении разнообразных информационных технологий во время уроков или факультативных занятий.

Такие пробелы обусловлены следующими причинами:

Отсутствие в образовательном учреждении необходимой технологической инфраструктуры, программно-аппаратного обеспечения.Отсутствие нужных условий, ориентированных на совместную учебную деятельность.

Таким образом, создание «безбарьерной» среды в обучении до сих пор является проблемой.

Образование для всех.

Дистанционное обучение уверенно завоевывает почетное место в учении наряду с традиционными формами. Этот способ организации учебного процесса значительно упрощает получение достойного образования для детей с ОВЗ. Расшифровка дистанционного обучения выглядит так: это форма обучения, достоинствами которой являются:

Высокая адаптация к условиям жизни и здоровья учеников.Быстрое обновление методического обеспечения.Возможность быстрого получения дополнительной информации.Развитие самоорганизации и самостоятельности.Возможность получить помощь в углубленном изучении предмета.

Данная форма способна решить вопрос о домашнем обучении для часто болеющих детей, тем самым сглаживая границы между ними и ребятами без отклонений в здоровье.

Роль родителей.

Как быть родителям, у которых ребенок с ОВЗ. Расшифровка аббревиатуры проста – ограниченные возможности здоровья. Получение такого вердикта приводит родителей в состояние беспомощности, растерянности. Многие пытаются опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге приходит осознание и принятие дефекта. Родители адаптируются и принимают разные позиции – от «Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной личностью» до «У меня не может быть нездорового дитя». Данные положения необходимо учитывать психологам при планировании коррекционной программы с детьми с отклонениями в здоровье. Родители должны знать правильные формы помощи своему ребенку, несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации, особенности развития.

Новый подход к образованию.

Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается и описывается рядом документов. Среди них можно выделить: Национальную доктрину образования РФ, Концепцию модернизации российского образования, Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также социально адаптировать учащихся с последующим слиянием их с обществом.

При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционным программам рано или поздно обязательно будет результат.

Где можно пройти слухопротезирование в Москве?

Врачи-сурдологи «Клиники уха, горла и носа» успешно проводят мероприятия по слухопротезированию для пациентов любого возраста. Сурдологи клиники занимаются диагностикой слуховых нарушений и аудиальной коррекцией. Слуховой аппарат выбирают, исходя из степени тяжести проблемы. В процессе адаптации врач несколько раз настраивает изделие, чтобы обеспечить для пациента максимально комфортное и естественное восприятие звуков. Цены на слухопротезирование можно посмотреть в соответствующем разделе на сайте или узнать по телефону.

Какие ограничения есть по рассадке детей в классе

Действующие СанПиН обязывают учителей в первую очередь обращать внимание на здоровье учеников. Так, на первую парту обязаны сажать детей с нарушениями слуха (при наличии справки от врача). Дети с нарушениями зрения также занимают ближайшие к доске парты. И это не должно зависеть от роста ребенка.

Читать еще:  Почему что-то шуршит в ухе?

Если ребенок часто простужается, его нельзя сажать на ряд под окном, да и вообще пусть сидит лучше подальше от наружных стен.

При этом не меньше двух раз в год рекомендуется менять местами учеников, сидящих на крайних рядах.

Рассадка по росту в СанПиН открытым текстом не прописана. Но указано, что парты должны стоять по размеру: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. А за парты детей сажают, как вы понимаете, именно по росту.

При организации работы по группам или в парах, парты можно располагать в ином порядке.

Читайте также

А еще мы спросили педагогов и психологов, что они думают о странном эксперименте.

Михаил Митин

Михаил Митин

Образование

директор онлайн-школы для детей Skysmart

«Оценивание учеников — очень деликатный и даже интимный процесс. Учителя часто обижаются, когда их зарплату называют вслух и сравнивают с зарплатой коллег, так вот с оценками похожая ситуация. Детям не обязательно знать, что получили другие ребята, намного важнее понимать персональные успехи и динамику. А сама оценка — в виде цифры без дополнительных комментариев учителя — этого показать не сможет. Тогда зачем ее называть? Это наоборот дезориентирует детей (переводит внимание с уровня знаний и навыков на цифру в журнале) и вызывает нездоровую конкуренцию.

Даже если в классе есть рейтинг по академической успеваемости, дети не должны видеть его. Но вместе с тем должны знать его критерии. Открытое деление на отличников, хорошистов, троечников и двоечников может сказываться на мотивации и отношениях в классе. Если во главу угла поставить оценки, то они могут стать главным ориентиром успешности в детском коллективе, затмив собой другие более важные вещи — удовольствие от учебы, ощущение успеха от освоения нового знания, любопытство и открытия.

Оценка — это не инструмент поощрения или наказания, она лишь помогает корректировать образовательный процесс.

У нас в школе, например, есть автооценка выполнения задания по 10-балльной шкале. Если с первого раза ученик все выполнил верно — 10 баллов, потом в зависимости от типа/сложности задания и номера успешной попытки балл меняется. Эта автооценка используется как в уроках, так и в домашних заданиях. Ребенок моментально получает результат своей работы, может отследить динамику среднего балла по урокам в личном кабинете и оценить, насколько он справляется. При этом низкая оценка не трансформируется в неуспешность ученика — она лишь маркер того, что преподавателю надо заполнить пробелы, прежде чем идти дальше.

А рассаживать детей в классе нужно с учетом их желания. Это гораздо лучше повлияет и на атмосферу в классе, и на успеваемость, и на мотивацию ходить в школу».

Читайте также

Дарья Серебрякова

Дарья Серебрякова

Психология, гештальт-терапия

Клинический психолог, магистр психологии, нейрореабилитолог, гештальт-терапевт, КПТ-терапевт.

«Проще всего было бы присоединиться к возмущенным сегрегацией родителям и согласиться с недопустимостью разделения учеников на основании критерия успеваемости. Но все же ради объективности давайте попробуем рассмотреть другую сторону подобного стимулирования отстающих через участие в конкуренции.

Как психолог, работающий с подростками с психическими расстройствами, я прекрасно понимаю цену перегрузок. Но должна отметить, что в поле зрения психиатров гораздо чаще попадает молодежь, не склонная перегружать себя учебой и работой.

Минусы разделения учеников, я думаю, понятны — в первую очередь, это может сказаться на самооценке школьников, вызвать напряжение, чувство неполноценности, породить конфликты между учениками и прочее.

Можно долго рассуждать на тему всеобщего равенства, но реальная жизнь состоит из конкуренции. И чем более высокий уровень деятельности и качества жизни ожидается, тем больше конкуренция: в спорте, бизнесе, искусстве, науке. Давайте смотреть правде в глаза — даже при поиске партнера для брака есть конкуренция.

И, как бы мы не берегли детей от разочарований, от неудач и падений, как бы не убеждали их в том, что «ты все сможешь, главное захотеть», «у тебя все получится», «ты заслуживаешь всего самого лучшего», при столкновении с реальной жизнью все эти иллюзии очень больно разбиваются.

Поэтому так называемое «оранжерейное воспитание», основанное на исключительной заботе, поддержке и положительной обратной связи, тоже довольно спорный путь.

Возвращаясь к классу в Челябинске, в котором педагог решил провести эксперимент по рассадке учеников по принципу успеваемости, самым важным мне представляется точка зрения самих школьников. Ведь школа — это не только усвоение определенной программы знаний, а в первую очередь умение продуктивно мыслить и самостоятельно принимать решения.

Данная ситуация представляется отличным поводом инициировать дискуссию и дать возможность ученикам выразить свое мнение на тему конкуренции в целом и сложившейся ситуацией в классе в частности. Это может быть организовано в форме опроса с последующим обсуждением или отдельного мероприятия. Подобные диалоги с учениками отлично развивают мышление, способность аргументировать и отстаивать своё мнение, а так же и другие социальные навыки, столько важные в современном мире».

Анастасия Екушевская

Анастасия Екушевская

Психология, образование

Академический директор онлайн-школы для детей Skysmart, нейропсихолог, кандидат философских наук

«Во-первых, любая дискриминация в коллективе в первую очередь — это нарушение «Конвенции о правах ребенка», которая одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. и вступила в силу для России в 1990 году. Согласно 2 статье: «Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Принимаются все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания». Задача школы и преподавателей максимально следовать конвенции и достигать равноправия для всех детей.

Во-вторых, одна из ключевых задач школы — социализация детей, обучение взаимодействию и умению выстраивать здоровые отношения. Когда преподаватель выделяет/разделяет учеников в классе — это противоречит профессиональной этике учителя. Критерий успеваемости для выбора места в классе очень сомнителен и нерационален. Учитель не должен формировать установочные оценки в коллективе, которые будут негативно влиять на общее поведение и его социальную жизнь в дальнейшем.

У детей в школьном возрасте активно формируется самооценка, понимание своего «я» и места в коллективе. Поэтому, безусловно, когда ребенку говорят, что он принадлежит к определенной категории учеников и поэтому его место здесь — у него не остается ни сил, ни возможности поверить в другое.

Представим — даже если он не активный член группы, но вдруг у него появляется желание и инициатива проявить себя, но он уже вписан в определенную категорию, например, не активных учеников. Тогда ребенок примет эту позицию и решит: «Ну, хорошо, да, я не активный, не буду вылезать». И эта стратегии может закрепиться на годы, а то и всю жизнь.

Для учителя же такая ситуация — прекрасная возможность отработать правила поведения и командную работу в классе. Например, предложить провести игру, где каждый выбирает себе место и соседа самостоятельно. Искренность и открытость учителя воспринимается детьми как особая степень доверия. Но при этом, чтобы все не превратилось в хаос и всем было максимально комфортно, предварительно в форме предложений/голосований обсудить общие условия рассадки, выработать в группе правила. Например:

стоит ли выделять особые места тем, у кого плохое зрение или слух, кто ниже ростом;

правило выбора соседа;

правила, когда учитель может рассаживать и может ли;

правило: новая четверть — новое место и др.

Все эти правила можно согласованно выбрать с учениками и уже с их учетом дети сами выберут себе место и соседа. Это поможет преподавателю не только научить детей договариваться, но я показать его заинтересованность в их мнении и уважение к нему. Это повышает уровень доверия учеников и дисциплину в том числе. Отношения с учениками, основанные на взаимном доверии и уважении, — это ведь мечта каждого педагога».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector