0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему меняется рацион питания детей особенности пищеварения детей

Пищеварение ребенка – что нужно знать?

Почему возникают те или иные нарушения с пищеварением у грудничка? Чтобы своевременно их устранить, нужно знать о некоторых особенностях желудочно-кишечного тракта у грудных малышей.

Лариса Шумина
Врач-педиатр, Елизаветинский детский дом, г. Москва

Почти каждая молодая мама в первые месяцы жизни малыша сталкивается с такими явлениями, как кишечные колики, срыгивания, диарея (жидкий частый стул), запоры и метеоризм (повышенное газообразование в кишечнике).

Чаще всего эти расстройства пищеварительной системы являются функциональными, и обусловлены общей незрелостью органов желудочно-кишечного тракта у ребенка к моменту рождения, низкой активностью пищеварительных ферментов, незрелостью нервной системы, нарушающей моторную функцию кишечника.

Грудное вскармливание – это естественный процесс, и природой задумано так, что незрелый к моменту рождения ребенка желудочно-кишечный тракт в течение первых месяцев жизни приспособлен главным образом к усвоению только грудного молока. Именно поэтому у деток, находящихся с рождения на грудном вскармливании намного реже отмечаются различные функциональные нарушения со стороны пищеварительной системы.

Пищеварение у ребенка до года: что нужно для комфортного сосания

Пищеварительная система ребенка начинается с полости рта, и строение полости рта имеет ряд анатомо-физиологических особенностей, которые обеспечивают максимальную приспособленность ротика ребенка для сосания и питания жидкой пищей. К ним относят:

  • хоботообразные губы с хорошо развитыми мышцами, благодаря чему ребенок плотно охватывает губами грудь мамы;
  • десневую мембрану – валикообразное утолщение на альвеолярных отростках верхней и нижней челюсти, что обеспечивает герметезацию ротовой полости малыша при сосании;
  • комочки Биша – плотные жировые образования между щечной мышцей и поверхностными мышцами лица, способствующие поддержанию отрицательного давления создаваемого в полости рта при сосании;
  • хорошо развитые мышцы языка, благодаря чему ребенок совершает волнообразные движения языком при сосании, создавая вакуум и способствуя выжиманию молока из соска;
  • для выжимания молока из соска мамы, ребенок перемещает нижнюю челюсть кпереди. Благодаря этому он охватывает сосок, делая ритмические движения спереди назад. Эти движения у грудных детей возможны из-за слабо выраженного суставного бугорка височно-челюстного сустава.

Для питания малышу важно не только сосать грудь мамы, но и свободно дышать во время кормления. Об этом природа тоже позаботилась: вследствие высокого расположения гортани у новорожденных детей надгортанник (подвижный хрящ, который прикрывает вход в трахею) находится несколько выше корня языка, что позволяет ребенку дышать и сосать грудь мамы одновременно.

На пути к желудку

Из ротовой полости пища по пищеводу попадает в желудок. Главной особенностью пищевода у детей грудного возраста является функциональная неполноценность сфинктера (мышечное кольцо), который отделяет внутреннее пространство желудка от пищевода. Это так называемый кардиальный сфинктер, состоящий из кольцевых мышечных волокон, которые в норме смыкаются после прохождения пищи из пищевода в желудок. Именно это не позволяет желудочному содержимому забрасываться обратно в пищевод. К моменту рождения ребенка кардиальный сфинктер слаб и недоразвит, в связи с чем происходит заброс желудочного содержимого в пищевод и ротовую полость, что проявляется срыгиваниями или рвотой.

Еще одним фактором, предрасполагающим к срыгиваниям, является то, что желудок у грудных деток расположен горизонтально, и принимает вертикальную форму, только когда малыш начинает ходить. Угол впадения пищевода в желудок (угол Гиса) у детей раннего возраста часто бывает тупым или приближается к 90°, что, в свою очередь, создает условия для заброса желудочного содержимого в нижний отдел пищевода.

Если срыгивания у грудничка возникают нечасто (1–2 раза в сутки), небольшим объемом (1–3 столовые ложки), при этом у малыша хороший аппетит и регулярный стул, то срыгиваниям можно не придавать особого значения, так как, скорее всего, они связаны с возрастными особенностями желудочно-кишечного тракта.

Часто и понемногу

Желудок малыша после рождения имеет относительно маленький размер. Так, физиологическая вместимость желудка у новорожденных равна 30–35 мл, к 3 месяцам увеличивается до 150 мл, к одному году до 200–250 мл. Зная анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы малыша, становится понятно, что желудок в первые месяцы жизни рассчитан на получение молока небольшими порциями, для чего идеальным является кормление малыша по требованию – режим питания, при котором интервалы между кормлениями и продолжительность сосания устанавливает сам ребенок. Если интервалы между кормлениями увеличиваются до 3 часов, то ребенку для насыщения требуется порция молока гораздо больше, чем он может усвоить, что ведет к перерастяжению стенок желудка и срыгиваниям.

Как переваривается пища в желудке?

Секреция желудочного сока и активность его ферментов в первые месяцы ребенка низкие. Так, в желудочном соке у новорожденных детей почти полностью отсутствует соляная кислота, вследствие этого кислотность желудочного сока очень низкая (поддерживается молочной кислотой) и достаточна только для переваривания и усвоения белков грудного молока.

В желудочном соке содержатся протеолитические ферменты (пепсин, гастриксин, сычужный фермент и липаза), участвующие в расщеплении белков и жиров молока. Расщепление жиров у деток, находящихся на грудном вскармливании, происходит значительно энергичнее, чем у малышей, питающихся молочными смесями, так как у первых этот процесс в желудке происходит не только за счет фермента липазы желудочного сока, но и за счет липазы женского молока.

Из-за того что питательные вещества, содержащиеся в грудном молоке, находятся в более простом для переваривания виде, грудное молоко быстрее и легче усваивается, чем молочная смесь. В связи с этим ребенок, находящийся на грудном вскармливании может прикладываться к груди так часто, как он этого хочет. А вот режим между кормлениями с перерывами в 3–3,5 часа рекомендуется соблюдать детям, находящимся на искусственном вскармливании, так как на переваривание белков, жиров и углеводов требуется большее количество времени.

Моторная деятельность желудка у детей первых месяцев жизни вялая, что связано с недостаточным развитием нейрогуморальных механизмов, и слабо развитым мышечным слоем стенки желудка.

Сроки эвакуации пищи из желудка зависят от характера вскармливания. Так, женское молоко задерживается в желудке на 2 часа, молочная смесь на более длительное время – до 3–4 часов, и это необходимо учитывать при составлении режима питания малыша.

По мере освобождения желудка от пищи начинает повышаться возбудимость пищевых центров, т.е. тех участков мозга, которые регулируют работу органов пищеварения. У ребенка появляются сосательные движения. Возбуждение распространяется на другие участки мозга, что ведет к тому, что кроха просыпается и начинает двигаться и беспокоиться, а может и заплакать.

Пищеварение ребенка: в кишечнике

С поступлением пищи в тонкий кишечник, а именно в двенадцатиперстную кишку, начинается сложный процесс расщепления и всасывания пищевых веществ при совместном действии кишечного сока, желчи и секрета поджелудочной железы. Поджелудочная железа выделяет ферменты, необходимые для расщепления пищевых веществ: протеазы, расщепляющие белки, липазу, расщепляющую жиры, карбогидразы, расщепляющие углеводы. У грудничков из-за незрелости поджелудочной железы, эти ферменты выделяются в небольшом количестве, но с расщеплением легкоусвояемых питательных веществ, которые находятся в материнском молоке или молочной смеси, они справляются легко. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, созревание поджелудочной железы происходит быстрее, что связано с ее более интенсивной работой для расщепления белков молочной смеси. У деток, питающихся грудным молоком, созревание поджелудочной железы происходит в период введения прикорма.

Желчь играет большую роль в переваривании жиров, но так как желчи в печени у грудных детей выделяется мало, организм малышей плохо справляется с усвоением жирной пищи.

В тонком кишечнике вырабатывается фермент лактаза, расщепляющий лактозу (молочный сахар) на глюкозу и галактозу, которые хорошо всасываются в толстой кишке. При недостаточной активности лактазы, молочный сахар в нерасщепленном виде поступает в толстую кишку, где подвергается разложению, вызывая у ребенка различные расстройства пищеварения – повышенное газообразование (метеоризм) и понос (диарею).

Двигательная функция кишечника (моторика) складывается из маятникообразных движений, возникающих в тонкой кишке, за счет чего перемешивается ее содержимое, и перистальтических движений, продвигающих пищевой комок по направлению к толстой кишке.

Кишечник грудничка более длинный, чем у взрослых, и не обладает скоординированной работой мышц по продвижению пищи от желудка к прямой кишке. Поэтому у малышей часто могут возникать запоры и вздутия.

У грудных деток продолжительность прохождения пищевой кашицы по кишечнику составляет от 4 до 18 часов.

Стул ребенка в разные возрастные периоды меняется и зависит от вида вскармливания. Характерная особенность пищеварения новорожденных – наличие мекония – кала, образующегося в кишечнике плода. Он отходит в первые сутки после рождения малыша и имеет темно-зеленый цвет. Затем стул малыша становится коричневым, а после пятого дня жизни – золотисто-желтым. Кал грудного ребенка, находящегося на искусственном вскармливании, более светлой окраски, имеет плотную консистенцию (так как смесь усваивается хуже и отсюда чаще возникают запоры) и более резкий запах.

В норме у новорожденного ребенка, находящегося на грудном вскармливании, стул бывает до 6–7 раз в день. Ребенок, получающий грудное молоко, может иметь стул столько раз в день, сколько его кормят. У ребенка на искусственном вскармливании это происходит обычно реже – примерно 2–3 раза в сутки. Замена грудного молока блюдами прикорма приводит к уменьшению частоты стула, и к году ребенок ходит «по-большому» 1–2 раза в день.

Защита не на высоте

Слизистая оболочка полости рта у малыша очень нежная и легко ранимая. Слюны вырабатывается мало, и слизистая полости рта увлажняется недостаточно. Сухость слизистой рта делает ее уязвимой для микротравм и инфицирования. Также низкую бактерицидную функцию слюны обеспечивает низкое содержание в слюне лизоцима и секреторного иммуноглобулина А.

Кто в кишечнике живет?

  • В момент рождения кишечник малыша стерилен, но уже с первых суток при поступлении в его пищеварительный тракт молозива он начинает заселяться полезными микроорганизмами. У здоровых деток, питающихся грудным молоком, флора кишечника достигает нормального уровня к концу второй недели жизни. При грудном вскармливании основной флорой являются бифидобактерии, росту которых способствует бета-лактоза женского молока.
  • После введения прикорма и при переводе на искусственное вскармливание в кишечнике начинает преобладать кишечная палочка, относящаяся к условно-патогенным бактериям. Нормальное пищеварение в кишечнике во многом определяется микрофлорой, которая играет огромную роль в процессах переваривания пищи. Бактерии кишечника усиливают гидролиз белков, подвергают брожению углеводы, омыляют жиры и растворяют клетчатку. В норме они способствуют ферментному перевариванию пищи, а также участвуют в образовании витаминов группы В и витамина К.

Задержка стула и запор: в чем разница?

Если малыш опорожняет кишечник один раз в несколько дней, при дефекации стул нормального объема и консистенции (кашица), ребенка ничего не беспокоит (он активен во время бодрствования, не плачет без причины, спит спокойно) – маме не стоит беспокоиться и принимать какие-то меры. В данном случае, скорее всего, речь идет о функциональном расстройстве кишечника и задержке стула у малыша. Истинный запор можно заподозрить, если у ребенка отмечается задержка опорожнения кишечника, отхождение малого количества кала повышенной твердости (стул как «козьи шарики») и болезненность при дефекации.

Как наладить пищеварение новорожденного

врач-педиатр, кандидат медицинских наук,
заместитель заведующей детским центром «Мать и дитя» на Савеловской
г. Москва

Срыгивания, газики, колики, жидкий стул — нередкие нарушения пищеварения у новорожденного ребенка. Родители буквально теряют сон из-за этих проблем. Как устроена пищеварительная система новорожденного, почему возникают кишечные расстройства и как улучшить пищеварение грудничков на грудном вскармливании с помощью молочной смеси и продуктов прикорма, рассказывает Алла Анатольевна Щербакова, к. м. н., врач высшей категории, врач-педиатр клиники «Мать и дитя».

— Алла Анатольевна, расскажите, пожалуйста, как устроена пищеварительная система новорожденного.

— В России врачи в вопросах вскармливания детей придерживаются критериев Всемирной организации здравоохранения. ВОЗ считает лучшим питанием для грудного ребенка материнское молоко.

Много лет назад полагали, что пищеварительный тракт ребенка стерилен. Сейчас считается, что микробиота новорожденного по составу приближена к материнской микробиоте, а заселение желудочно-кишечного тракта происходит со временем. Вместе с грудным молоком ребенок получает инфекционные микробиологические агенты, антитела мамы, макрофаги и другие элементы, которые защищают его от инфекций.

Особенности пищеварительной системы у детей грудного возраста

  • Слюна — малыш рождается с незрелой слюной, ее мало. Слюноотделение начинается в возрасте 2,5—3 месяцев. Слюна младенца отличается от слюны детей старшего возраста.
  • Желудок — шарообразной формы, расположен немного вертикально. Поскольку ребенок находится в горизонтальном положении, пища в желудке не задерживается так долго, как у взрослых, и быстрее проходит через пищевод.
  • Кишечник — относительно длиннее, чем у взрослых, поэтому возникают так называемые младенческие запоры. Бывает, что ребенок опорожняется после каждого кормления — и это норма. Стул у младенца не такой переваренный, как у взрослого, состоит из комочков или более жидкий.

— Какие еще особенности пищеварения грудничка важно знать маме?

— Пищеварительная система грудного ребенка устроена так, чтобы получать жидкую пищу. Мамино молоко — более естественное питание ребенка, оно максимально отвечает его потребностям и особенностям пищеварения. Грудное молоко меняется в зависимости от возраста ребенка, времени суток, предыдущего кормления, времени года и питания мамы.

— Алла Анатольевна, у грудничка встречаются различные проблемы с пищеварением. Расскажите о некоторых из них.

ИКОТА

— Икота — это ритмичное сокращение диафрагмы, возникающее из-за раздражения диафрагмального нерва. У маленьких детей икота бывает чаще, чем у взрослых, и она не влияет на их состояние. Ребенок начинает икать еще во внутриутробный период.

  • Икота в утробе матери. Причина — малыш глотает околоплодные воды, и желудок наполняется, раздражая диафрагмальный нерв.
  • Икота у новорожденных. Наиболее частые причины — заглатывание воздуха, перекармливание — переполненный желудок раздражает нерв, что приводит к сокращению диафрагмы и икоте.

СРЫГИВАНИЯ И РВОТА

— Срыгивания — это рефлекс. Так ребенок избавляется от воздуха, который заглотил, или от лишнего объема съеденного. Срыгивания происходят из-за физиологических особенностей строения желудка и пищевода. Прекращаются срыгивания, когда малыш начинает самостоятельно сидеть (формируется запирающий отдел желудка, орган приобретает форму сердца, ребенок перестает срыгивать).

Срыгивания у грудничков должны вызывать беспокойство:

  • когда их объем больше половины съеденного;
  • когда ребенок срыгивает после каждого кормления;
  • когда ребенок срыгивает и плохо набирает вес;
  • когда содержимое срыгивания имеет желтый цвет.

ЗАПОР

— Запор — это отсутствие самостоятельного стула более трех дней. Отмечается у каждого второго новорожденного. Самостоятельный стул чаще формируется, когда ребенок начинает получать первый прикорм, активно переворачиваться и двигаться. Если стул у ребенка достаточный, то все в порядке.

  • Недостаточное питание у детей первого полугодия жизни. Так называемый голодный запор возникает, когда ребенок получает мало еды и ему нечем опорожняться. Такое состояние сопровождается небольшой прибавкой веса, беспокойством ребенка, он просит есть. Решение — голодного ребенка нужно докормить.
  • Недостаточное количество пищевых волокон в прикорме детей второго полугодия жизни. Решение — врач корректирует рацион ребенка, в том числе для того, чтобы избежать приема лекарственных препаратов.

ПОНОС, ДИАРЕЯ

— Понос — это жидкий частый стул. Главные симптомы — ребенок опорожняется после каждого кормления, объем дефекации большой, ребенок не прибавляет вес. Понос — чаще всего медицинская проблема, связанная с инфекцией, нарушением кишечного всасывания или пищевой аллергией.

Читать еще:  Худые ноги за неделю всё о диетах

— Газики у новорожденного появляются на 2—3 неделе жизни ребенка, когда кишечник начинает заселяться микробиотой, продуцирующей газы. Процессы в кишечнике приобретают бродильный характер, газы приводят к вздутию кишечника и болям при кормлении.

Газики у грудничка — симптомы и признаки:

  • ребенок беспокоится, плохо берет грудь;
  • ребенок поджимает ножки к груди, краснеет и плачет;
  • боль может возникать приступами, чаще вечером;
  • ребенок может быстро успокаиваться или никак не успокаиваться;
  • проходят газы приблизительно к 2—3 месяцам.

Читайте также: как помочь новорожденному при коликах

Газики у новорожденного — как помочь и что делать

  1. Использовать по назначению врача лекарственные препараты, которые меняют поверхностное натяжение пузырей и делают их маленькими. Маленькие пузыри газов не вздувают кишечник и не вызывают болевого синдрома.
  2. Сделать массаж животика — малышу иногда помогает отвлекающая терапия, ему приятно, когда мама гладит по животику, боль становится менее чувствительной.

— Какую роль играет в нормализации пищеварения ребенка на грудном или смешанном вскармливании питание мамы?

— Питание мамы влияет на пищевую аллергию. В грудное молоко попадают нутриенты, которые мама получает из питания. Они могут вызвать пищевую аллергию в том случае, если ребенок не переносит какие-то продукты.

— Чем кормить, чтобы улучшить/нормализовать пищеварение?

— Когда мама не может кормить грудью и ребенок нуждается в искусственном вскармливании, то искусственную питательную формулу должен подбирать врач. Ребенок с жалобами будет получать лечебное питание, ребенок без жалоб — обычную питательную смесь. В кормлении здоровых детей может быть использована питательная смесь для комфортного пищеварения МАМАКО ® Premium.

Если у ребенка второго полугодия жизни понос — скорее всего, это кишечная инфекция, и ее должен лечить врач. Если у ребенка старше года, который переходит на общий стол, запор, понос, рвота, тошнота, непереваривание какого-либо продукта, запах изо рта — это проблема, которую должен разрешить педиатрический прием у врача.

— Какую роль играют в нормализации пищеварения детские смеси?

— В питании здоровых детей первых месяцев жизни могут быть использованы смеси на козьем молоке и на коровьем молоке. При этом козий белок новорожденными усваивается легче.

Если у ребенка проблемы с пищеварением (запоры, срыгивания, небольшая прибавка веса, рвота), то по назначению врача смесь должна быть специальная, лечебная.

— Алла Анатольевна, сегодня много шума вокруг пальмового масла. Прокомментируйте, пожалуйста, его роль в детском питании.

— Споры возникают, потому что многие производители в своей линейке имеют продукты и смеси с пальмовым маслом и без него. В любом случае в сухих молочных смесях должна быть жировая составляющая, которая стремится повторить состав грудного молока и должна удовлетворять потребности ребенка в жирах. Если нет пальмового масла, в смеси должен быть другой источник пальмитиновой кислоты, но это тема отдельной беседы.

— Какое влияние оказывают на пищеварение новорожденного пре- и пробиотики?

— Пробиотики — это «хорошие» живые микроорганизмы, которые входят в состав сухих молочных смесей.

Пребиотики — это сахара, которые помогают приживаться, расти и размножаться бактериям. Пребиотики входят в состав грудного молока, а производители сухих молочных смесей стремятся приблизиться к маминому молоку.

— Алла Анатольевна, перейдем к роли прикорма в нормализации пищеварения. Когда вводить в рацион ребенка молочные каши, фруктовые пюре и овощные крем-супы?

— ВОЗ считает идеальным сроком для введения первого прикорма 6 месяцев. Это лучшее время: у ребенка появляется пищевой интерес, он начинает следить за тем, как едят родители, стремится взять что-то рукой и с удовольствием пробует.

Общие правила введения прикорма

  1. Для первого прикорма лучше использовать монопродукт (один овощ, кашу из одного злака).
  2. Сначала дается прикорм, потом питание доводится до нужного объема (мама дает грудь или бутылочку с сухой молочной смесью).
  3. Если ребенок может сидеть, то кормить его нужно сидя, если сидеть не может, то полулежа.

Таблица: прикорм для ребенка первого года жизни

Особенности пищеварительной системы детей

Существенные структурно-функциональные отличия органов пищеварения детей по срав­нению с таковыми взрослых наблюдаются только в первые годы жизни. Морфофункциональные особенности пищеварительной системы зависят в большой степени от типа питания и состава пищи. Адекватной пищей для детей первого года жизни, особенно первых 4-х месяцев, является материнское молоко. К моменту рождения ребенка секреторный аппарат пищеварительного тракта сформирован соответственно молочному вскармливанию. Количество секреторных клеток и ферментативная активность пищеварительных соков незначительны. У грудных детей, помимо пристеночного, внутриклеточ­ного и полостного пищеварения, которые не­достаточно активны (особенно полостное), имеется и аутолитическое пищеварение за счет ферментов женского молока. К концу первого года жизни с началом прикорма и переходом на дефинитивное питание ускоря­ется формирование собственных механизмов пищеварения. Прикорм в 5-6 месяцев обеспечивает дальнейшее развитие пищеварительных желез и их адаптацию к характеру пищи.

Пищеварение в полости рта детей разного возраста осуществляется с помощью механи­ческой и химической обработки пищи. По­скольку прорезывание зубов начинается только с 6-го месяца жизни после рождения, то жевание, пока этот процесс не закончен (до 1,5—2 лет), малоэффективно. Слизистая оболочка полости рта у детей первых 3–4 мес. жизни относительно сухая, что обусловлено недостаточным развитием слюнных желёз и дефицитом слюны. Функциональная активность слюнных желёз начинает увеличиваться в возрасте 1,5–2 мес. у 3–4-месячных детей слюна нередко вытекает изо рта в связи с незрелостью регуляции слюноотделения и заглатывания слюны (физиологическое слюнотечение). Наиболее интенсивный рост и развитие слюнных желёз происходит в возрасте между 4 мес. и 2 годами. К 7 годам у ребёнка вырабатывается столько же слюны, сколько и у взрослого.

Слюнные железы новорожденного секретируют очень мало слюны, с 4—6 мес. секреция значитель­но увеличивается, что связано с началом прикорма: смешанное питание более густой пищей является более сильным раздражите­лем слюнных желез. Секреция слюны у новорожденных вне периодов кормления очень низкая, при сосании — увеличивается до 0,4 мл/мин.

Железы в этот период быстро развиваются и к 2 годам по строению близки к таковым взрослых лиц. Дети до 1 года — 1,5 лет не умеют глотать слюну, поэ­тому у них наблюдается слюнотечение. Во время сосания слюна смачивает сосок и обеспечивает герметичный контакт, что дела­ет сосание более эффективным. Роль слюны заключается в том, что она является герметизатором ротовой полости ребенка, обеспечивая как бы приклеивание соска к слизистой полости рта, что создает вакуум, необходимый при сосании. Слюна, смешиваясь с молоком, способствует образованию в желудке более рыхлых хлопьев казеина.

В слюне содержатся фермент амилаза, активность которой примерно в 5 раз ниже, чем в слюне взрослого, лизоцим, обладающий бактерицидным действием. Слизистыми железами языка вырабатываются небольшое количество липазы, муцин, рН слюны колеблется от 6 до 7,8.

Сосание и глотание — врождённые безусловные рефлексы. У здоровых и зрелых новорождённых они уже сформированы к моменту рождения. При сосании губы ребёнка плотно захватывают сосок груди. Челюсти сдавливают его, и сообщение между полостью рта и наружным воздухом прекращается. В полости рта ребёнка создаётся отрицательное давление, чему способствует опускание нижней челюсти вместе с языком вниз и назад. Затем в разреженное пространство полости рта поступает грудное молоко.

Гортань у грудных детей располагается иначе, чем у взрослых. Вход в гортань располагается высоко над нижнезадним краем нёбной занавески и соединён с полостью рта. Пища движется по сторонам от выступающей гортани, поэтому ребёнок может одновременно дышать и глотать, не прерывая сосания.

Пищеварение в желудке.

Форма желудка, характерная для взрослых, у ребенка форми­руется к 8—10 годам. Кардиальный сфинктер развит недостаточно, зато выражен мышечный слой привратника, поэтому у грудных детей часто наблюдается срыгивание и рвота. Вместимость желудка новорожденного 40-50 мл, к концу первого месяца 120-140 мл, к концу первого года 300-400 мл.

У детей раннего грудного возраста объем желудочного сока не велик, т.к. сложно-рефлекторная фаза желудочной секреции выражена слабо, рецепторный аппарат желудка развит плохо, механические и химические воздействия не оказывают выраженного стимулирующего действия на секрецию желез.

рН желудочного содержимого родившегося ребенка колеблется от слабощелочной до слабокислой. В течение первых суток среда в желудке становится кислой (рН 4 — 6). Кислотность желудочного сока создается не HCl (свободной HCl в соке незначительное количество), а молочной кислотой. Кислотность желудочного сока обеспечивается молочной кислотой примерно до 4—5-месячного возраста. Интенсивность секреции HCl возрастает примерно в 2 раза при сме­шанном вскармливании и в 2—4 раза при переводе на искусственное вскармливание. Закисление среды желудка стимулируют так­же его протеолитические ферменты.

Первые 2 мес. жизни ребенка главную роль в расщеплении белков играет фетальный пепсин, затем — пепсин и гастриксин (фер­менты взрослого человека). Фетальный пеп­син обладает свойством створаживать мо­локо.

Активность пепсинов желудка для расти­тельных белков достаточно высока с 4-го ме­сяца жизни ребенка, а для животных бел­ков — с 7-месячного возраста.

В слабокислой среде желудка детей раннего грудного возраста протеолитические ферменты малоактивны, благодаря этому различные иммуноглобулины молока не гидролизуются и всасываются в кишечнике в нативном состоянии, обеспечивая должный уровень иммунитета. В желудке новорожденного переваривается 20-30% поступивших белков.

Под влиянием слюны и желудочного сока в присутствии ионов кальция растворенный в молоке белок казеиноген, задерживаясь в желудке, превращается в нерастворимые рыхлые хлопья, которые затем подвергаются действию протеолитических ферментов.

Эмульгиро­ванные жиры молока хорошо расщепляются липазой желудка с момента рождения ребен­ка, причём липаза эта фильтруется из капилляров слизистой желудка. Участвуют в этом процессе также липаза слюны ребенка и женского молока, липаза грудного молока активируется липокиназой желудочного сока ребенка.

Углеводы молока в желудке ребенка не расщепляются, поскольку желудочный сок не содержит соответствующих ферментов, а альфа-амилаза слюны этим свойством не об­ладает. В слабокислой среде желудка может сохраняться амилолитическая активность слюны ребенка и материнского молока.

Активность всех ферментов желудка достигает нормы взрослых в 14—15 лет.

Сокращения желудка у новорожденного непрерывные, слабые, но с возрастом они усиливаются, появляется периодическая мо­торика желудка натощак.

Женское молоко в желудке находится 2—3 ч, питательная смесь с коровьим молоком — 3—4 ч. Регуляторные механизмы незрелые, несколько лучше сфор­мированы местные механизмы. Гистамин на­чинает стимулировать секрецию желудочного сока с конца первого месяца жизни.

Пищеварение в двенадцатиперстной кишке осуществляется с помощью ферментов под­желудочной железы, самой двенадцатиперст­ной кишки, действия желчи. В первые 2 года жизни активность протеаз, липаз и амилаз поджелудочной железы и двенадцати­перстной кишки низкая, затем она быстро возрастает: активность протеаз достигает максимального уровня к 3 годам, а липаз и амилаз — к 9 годам жизни.

Печень у ново­рожденного и ребенка грудного возраста большая, желчи выделяется достаточно много, но она содержит мало желчных кис­лот, холестерина и солей. Поэтому при ран­нем прикорме у грудных детей жиры могут недостаточно усваиваться и появляются в кале детей. Вследствие того, что у новорож­денных с желчью выделяется мало билирубина, у них нередко развивается физиологическая желтуха.

Пищеварение в тонкой кишке. Относительная длина тонкой кишки у новорождённого большая: на 1 кг массы тела приходится 1 м, а у взрослых — всего 10 см.

Слизистая оболочка тонкая, богато васкуляризирована и обладает повышенной проницаемостью, особенно у детей первого года жизни. Лимфатические сосуды многочисленны, имеют более широкий просвет, чем у взрослых. Лимфа, оттекающая от тонкой кишки, не проходит через печень, и продукты всасывания попадают непосредственно в кровь.

Ферментативная активность слизистой тонкого кишечника высокая — преобладает мембранное пищеварение. Су­щественную роль в пищеварении играет также и внутриклеточное пищеварение. Внутриполостное пищеварение у новорожденных детей не сформировано. С возрастом умень­шается роль внутриклеточного пищеварения, но повышается роль внутриполостного. Име­ется набор ферментов для заключительной стадии пищеварения: дипептидазы, нуклеазы, фосфатазы, дисахаразы. Белки и жиры женского молока перева­риваются и всасываются лучше, нежели ко­ровьего молока: белки женского молока ус­ваиваются на 90—95 %, а коровьего — на 60— 70 %. К особенностям усвоения белка у детей раннего возраста относится высокое развитие пиноцитоза эпителиоцитами слизистой оболочки кишки. Вследствие этого белки молока у детей первых недель жизни могут переходить в кровь в малоизменённом виде, что может приводить к появлению антител к белкам коровьего молока. У детей старше года белки подвергаются гидролизу с образованием аминокислот.

Новорожденный ребенок способен ус­ваивать 85—90 % жира женского молока. Од­нако лактоза коровьего молока усваивается лучше, чем женского. Лактоза расщепляется на глюкозу и галактозу, которые всасываются в кровь. Включение в рацион протертых фруктов и овощей усиливает секреторную и моторную деятельность тонкой кишки. При переходе на дефинитивное питание (свойст­венное взрослому) в тонкой кишке усилива­ется выработка инвертазы и мальтазы, но уменьшается синтез лактазы

Брожение в кишечнике грудных детей дополняет ферментативное расщепление пищи. Гниение в кишечнике здоровых детей первых месяцев жизни отсутствует.

Всасывание тесно связано с пристеночным пищеварением и зависит от структуры и функции клеток поверхностного слоя слизистой оболочки тонкой кишки.

Особенность всасывания продуктов гид­ролиза у детей в раннем онтогенезе опреде­ляется особенностью переваривания пищи — в основном мембранное и внутриклеточное, что облегчает всасывание. Всасыванию спо­собствует также высокая проницаемость сли­зистой оболочки желудочно-кишечного трак­та. У детей разных лет жизни всасывание в желудке происходит более интенсивно, чем у взрослых.

Пищеварение в толстой кишке. Кишечник новорожденного содержит первородный кал (меконий), в состав которого входят остатки околоплодных вод, желчи, слущившийся ки­шечный эпителий, сгустившаяся слизь. Из кала он исчезает в течение 4—6 дней жизни. Моторика у детей раннего возраста более активная, что способствует частому опорожнению кишечника. У грудных детей продолжительность прохождения пищевой кашицы по кишечнику составляет от 4 до 18 ч, а у более старших детей — около суток. Высокая моторная активность кишечника в сочетании с недостаточной фиксацией его петель определяет склонность к возникновению инвагинации.

Дефекация у детей первых месяцев жизни непроизвольная — 5—7 раз в сутки, к году становится произвольной и происходит 1— 2 раза в сутки.

Микрофлора желудочно-кишечного тракта Кишечник плода и новорождённого стерилен в течение первых 10–20 ч (асептическая фаза). Затем начинается заселение кишечника микроорганизмами (вторая фаза), а третья фаза — стабилизации микрофлоры — продолжается не менее 2 недель. Формирование микробного биоценоза кишечника начинается с первых суток жизни, к 7–9-м суткам у здоровых доношенных детей бактериальная флора обычно представлена преимущественно Bifidobacterium bifidum, Lactobacillus acidophilus

Микрофлора желудочно-кишечного трак­та у новорожденного ребенка в основном за­висит от вида вскармливания, она выполняет те же функции, что и микрофлора взрослого. Для дистального отдела тонкого кишечника и всей толстой кишки основной является бифидофлора. Стабилизация микрофлоры у детей заканчивается к 7 годам жизни.

В женском молоке содержится р-лактоза, которая расщепляется медленнее а-лактозы коровьего молока. Поэтому в случае грудного вскармливания часть нерасщепленной р-лактозы поступает в толстый кишечник, где она подвергается расщеплению бактериальной флорой, и, таким образом, в толстом кишеч­нике развивается нормальная микрофлора. При раннем прикорме коровьим молоком лактоза в толстый кишечник не поступает, что может быть причиной дисбактериоза у детей.

Нейроэндокринная деятельность желудоч­но-кишечного тракта.

Регуляторные пептиды, вырабатываемые эндокринным аппаратом желудочно-кишечного тракта у плода, стиму­лируют рост и дифференцировку слизистых оболочек. Выработка энтеральных гормонов у новорожденного резко усиливается сразу после первого кормления и в первые дни значительно возрастает. Формирование интрамурального нервного аппарата, регулиру­ющего секреторную и моторную деятель­ность тонкого кишечника, завершается в 4— 5 лет. В процессе созревания ЦНС усилива­ется ее роль в регуляции деятельности желу­дочно-кишечного тракта. Однако условно-рефлекторная секреция пищеварительных соков начинается у детей уже в первые годы жизни, как и у взрослых, при соблюде­нии строгого режима питания — условный рефлекс на время, что необходимо учиты­вать.

Читать еще:  Что такое система питания усамы хамдия

Всосавшиеся в кровь и лимфу продукты гидролиза включаются в процесс анаболизма.

Пищеварение у детей первого года жизни и его особенности

Нужно ли знать родителям об особенностях пищеварения у детей раннего возраста?

Может быть, это только теория?

Знания анатомии и физиологии пищеварения необходимы прежде всего для того, чтобы правильно и спокойно реагировать на различные проблемы пищеварения у ребенка (икоту, срыгивание пищи, боли в животе, вызванные скоплением газов, и др.) и принимать правильные решения. Эти знания помогут также разобраться в том, почему новорожденный беспокоен и просыпается ночью, отчего может развиться дисбактериоз, как ориентироваться при выборе ребенку заменителей женского молока и т.д.

Родителям следует понять, что ребенок отличается от взрослого не только размерами: у него еще недостаточно развиты многие органы, участвующие в пищеварении; новорожденный только начинает осваиваться с «самостоятельным» приемом пищи и ее перевариванием.

Во время внутриутробной жизни плод получал необходимые для развития питательные вещества от матери через плаценту и пуповину. Эти вещества поступали в кровь в расщепленном виде, готовыми для усвоения органами и тканями.

Сразу же после рождения ребенок начинает вести «самостоятельный образ жизни», и все необходимые для его жизнедеятельности вещества он получает с питанием. При этом к пищеварительному тракту новорожденного предъявляются высокие требования в связи с быстрым ростом организма и интенсивным обменом веществ. Вот почему особенно много проблем возникает у родителей с питанием и пищеварением ребенка именно в этот период.

Как известно, процесс пищеварения начинается в полости рта, куда рефлекторно слюнными железами, расположенными здесь же, выделяется слюна. У новорожденного слюны выделяется мало, поскольку для усвоения грудного молока слюна не имеет существенного значения.

Этим объясняется сухость слизистой оболочки полости рта. В связи с незначительным слюноотделением она у новорожденного очень нежная и легко повреждается. В первые месяцы жизни слюна отличается менее кислой реакцией, поэтому в ротовой полости младенца легко развиваются различные воспалительные процессы и размножаются грибки, вызывающие молочницу и другие заболевания. Слюна играет важную роль и в акте сосания, обеспечивая плотное соприкосновение соска молочной железы с языком и слизистой рта ребенка, что облегчает поступление молока из груди.

С 3—4-месячного возраста образование слюны у малышей возрастает, но способность глотать ее еще полностью не выработалась, что приводит к постоянному (физиологическому) слюнотечению у детей именно в этот период. Чтобы вытекающая изо рта слюна не раздражала кожу лица, рот ребенка следует периодически вытирать.

На интенсивность выделения слюны оказывает влияние характер пищи: на коровье молоко выделяется больше слюны, чем на женское, а на кисломолочные смеси — больше, чем на коровье молоко. Слюноотделение уменьшается при расстройствах пищеварения и повышении температуры. К году секреция слюнных желез достигает 150 мл в день, что составляет примерно 10% слюнной секреции взрослого.

В слюне новорожденного в небольшом количестве содержится пищеварительный фермент амилаза, необходимый в последующем для переваривания сложных углеводных соединений, например крахмала, и бактерицидное вещество — лизоцим, осуществляющий защитную функцию организма. Слюна створаживает молоко в желудке, превращая его в мелкие и нежные хлопья и способствуя лучшему перевариванию.

Срыгивание пищи

Слизистая пищевода младенца нежная, всегда сухая из-за недоразвитости слизистых желез и легко ранимая. Желудок у грудных детей расположен горизонтально (вертикальное положение он занимает только после того, как ребенок начинает ходить), что предрасполагает к срыгиванию. Мышечный слой желудка плохо развит, вход в него широкий, что также способствует срыгиванию пищи.

Срыгивание, проявляющееся в том, что сразу же после еды небольшое количество молока выходит у ребенка из желудка обратно, — обычное явление у малыша на протяжении первых 2—3 месяцев жизни. Оно может наблюдаться как изредка, так и после каждого кормления.

Основной причиной этого явления, помимо особенностей строения желудка, является обильное заглатывание ребенком воздуха во время сосания или попадание в желудок слишком большого количества молока. Воздух может попасть в желудок, если ребенок в начале кормления ест очень жадно. К этому также приводит неправильное положение бутылочки при кормлении, когда горлышко не полностью заполнено молоком.

Для уменьшения срыгивания перед едой ребенка следует подержать на животе, а после кормления — вертикально, приложив его к своему плечу, до тех пор, пока не почувствуете или не услышите, как воздух из желудка вышел в виде отрыжки.

Если срыгивание вызвано избыточным количеством молока, связанным со слишком жадным сосанием, уменьшите время кормления грудью. При частом и обильном срыгивании лучше посоветоваться с врачом. Однако, если малыш нормально прибавляет в весе, волноваться не о чем. Как правило, в дальнейшем срыгивание исчезает само собой.

Объем желудка как абсолютный, так и относительный (к массе тела) у ребенка первого года жизни меньше, чем у взрослого: у новорожденного он составляет 30—60 мл, у ребенка трех месяцев — 100 мл, в возрасте 1 года — 250 мл.

Поэтому, чтобы не переполнять желудок, надо давать ребенку пищи чуть меньше, чем может в желудок поместиться, иначе его стенки будут растягиваться, что способствует перееданию со всеми вытекающими последствиями (ожирение, диабет и т.п.).

Секреция желудочного сока и активность его ферментов в первые месяцы жизни ребенка низкие. В связи с этим младенец не может есть любую пищу, как, например, взрослый или ребенок более старшего возраста, а нуждается в специальной возрастной диете (в грудном молоке, детских адаптированных смесях, с постепенным переходом на более «грубую» пищу).

Пища в желудке у новорожденного задерживается в течение 2,5—3 часов, поэтому промежутки между кормлениями должны соответствовать этому периоду. Следует иметь в виду, что при естественном вскармливании ребенка желудок освобождается через 2—3 часа, а при искусственном — через 3—4 часа, т.е. при искусственном вскармливании нагрузка на пищеварительный тракт и на организм в целом выше. У ребенка в возрасте 1 года и старше время нахождения пищи в желудке зависит от ее характера и состава.

Через несколько часов после приема пищи содержимое желудка поступает в двенадцатиперстную кишку и начинается кишечное пищеварение, в котором участвуют поджелудочная железа, желчевыделительная система и кишечник. В кишечнике происходит дальнейшее переваривание и всасывание пищевых веществ.

Движение пищи по кишечнику у детей зависит от характера вскармливания и происходит быстрее, чем у взрослых. Продолжительность пищеварения при вскармливании материнским молоком составляет в среднем 13 часов, коровьим — 15 часов. Суточное количество кала при естественном вскармливании небольшое (в среднем 20—25 г); для него характерны яично-желтый цвет, кашицеообразная консистенция, кислая реакция, отсутствие фекального запаха.

При вскармливании коровьим молоком детский кал отличается более плотной консистенцией, светлым цветом и неприятным запахом; суточное количество кала возрастает до 60—100 г, т.е. при таком же объеме получаемой пищи гораздо больше отходов, что говорит о том, что коровье молоко хуже переваривается.

Опорожнение кишечника у грудных детей обычно происходит 2—4 раза в сутки, а к концу первого года жизни — 1—2 раза.

Кишечный тракт у новорожденных стерилен, но в первые дни жизни заселяется микроорганизмами. При грудном вскармливании в кишечнике детей первого полугодия преобладают молочнокислые бактерии, бифидумфлора (которые препятствуют размножению других микробов и предохраняют ребенка от кишечных инфекций), и только в небольшом количестве содержатся кишечная палочка, ацидофильные и другие бактерии.

Нормальная кишечная микрофлора выполняет три функции: пищеварительную, синтетическую и защитную. Пищеварительная функция заключается в помощи при переваривании остатков нерасщепленной пищи. Что касается второй, то доказано, что микрофлора кишечника осуществляет синтез витаминов В1, В2, В6, В12, РР, К и биотина.

Синтетическая функция кишечной микрофлоры наиболее уязвима, снижаясь или полностью прекращаясь под влиянием неблагоприятных факторов (антибиотики, кишечные инфекции и т.п.). Кишечная микрофлора является также своеобразным барьером, защищая организм от вторжения болезнетворных микроорганизмов и не допуская их размножения.

При дефиците бифидобактерий в кишечнике происходит угнетение иммунобиологических сил организма, снижается усвоение кальция, витамина К, страдает витаминосинтезирующая функция кишечной микрофлоры. Изменение нормального состава и функции микрофлоры кишечника, т. е. дисбактериоз, чаще всего развивается при нерациональном использовании антибиотиков и других химиотерапевтических лекарственных средств.

При переводе ребенка на искусственное вскармливание в желудочно-кишечный тракт попадают различные бактерии, часть из которых может оказаться условно болезнетворной, например некоторые виды колибактерий. При ухудшении общего состояния организма эти микробы могут вызвать расстройства пищеварения и болезни. Это еще один аргумент против искусственного вскармливания детей.

Таким образом, возрастные особенности желудочно-кишечного тракта часто лежат в основе расстройств пищеварения у детей первого года жизни, провоцируемых незначительными нарушениями режима питания, погрешностями питания и ухода.

Каким должно быть правильное питание для детей и подростков

Система питания должна быть организована так, чтобы она могла компенсировать все его энергетические затраты.

В период посещения сада и школы дети испытывают повышенные умственные и физические нагрузки, поэтому потребляемая ими еда должна быть максимально натуральной и качественной.

Анализ и прогнозирование состояния организма в детском возрасте свидетельствуют о прямой его зависимости от соблюдения основ рационального составления меню дошкольников.

Организация правильного питания для детей – залог здоровья в будущем.

Что такое здоровый рацион для ребенка

Пища, потребляемая с ранних лет, в дальнейшем формирует его вкусовые предпочтения.

Для того чтобы малыш получал достаточное количество строительных элементов для мышц и костей, нужно вводить в его меню продукты, богатые белком (мясо, рыбу, яйца).

Дети до 1 года должны получать органические соединения преимущественно с молоком матери или из адаптированной смеси.

Растущий организм тратит много энергии, поэтому в правильном питании для детей должно быть достаточное количество медленных углеводов, которые содержатся в крупах и фруктах.

Увлечение быстрыми углеводами приводит к повышенной утомляемости и проблемам с пищеварением.

Важно! В рацион ребенка при правильном питании обязательно нужно включать холестеринсодержащие продукты. Вещество необходимо для построения мембраны клеток, которые усиленно делятся и растут в детском возрасте.

Что входит в понятие полезной пищи, а какие продукты не стоит употреблять

В рацион детей с 1 года обязательно должны входить кисломолочные напитки. Особенно это правило актуально для страдающих от лактазной недостаточности.

Вводить кефир и творог в прикорм грудничку можно с 8-месячного возраста (до 200 г в день).

В кисломолочных изделиях содержатся необходимые для построения костной системы вещества – кальций, фосфор и аминокислоты.

Чтобы ребенок весь день чувствовал себя бодро, нужно кормить его злаками (гречкой, кукурузой, пшеном, овсянкой). С 1 года разрешается знакомить малыша со всеми видами круп, чтобы предупредить у него нехватку микроэлементов.

Если нормально переносится белок, то в его рацион обязательно нужно включать яйца. Особенно в продукте полезен желток, который содержит витамин D в большом количестве. Этот компонент трудно получить из других видов пищи.

Незаменимый ингредиент в рационе – мясо. Оно содержит ценные аминокислоты и строительные элементы для мышц и костей. Для детей подходят диетические сорта мяса – индейка, кролик, говядина.

В составе правильного питания у детей также имеется рыба. Оптимальные сорта для малышей – судак, минтай, треска.

Не стоит также забывать про овощи и фрукты, так как в них содержится самое большое количество витаминов.

Зимой лучше предлагать замороженные продукты, так как несезонные могут негативно сказаться на пищеварении и вызвать аллергические реакции.

Еще один рекомендуемый продукт в составе ПП для детей – орехи с витаминами А, В, Р, Е. С 3 лет рекомендуется давать грецкие, кедровые орешки и фундук.

Раньше этого возраста знакомить малыша с продуктом не рекомендуется, поскольку он считается сильным аллергеном.

К списку запрещенных продуктов для детей следует отнести:

  1. Грибы, хурму, баклажаны. Они тяжело усваиваются кишечником ребенка и могут спровоцировать метеоризм, вздутие в животе. Кроме того, грибы могут оказаться ядовитыми, что опасно летальным исходом.
  2. Фаст-фуды. Еда, приготовленная на «скорую руку», содержит канцерогены, трансжиры и плохо отражается на фигуре.
  3. Колбасы и сосиски. Обычно производители добавляют в продукт вместо мяса генно-модифицированную сою, крахмал и усилители вкуса. Все эти вещества трудно усваиваются организмом и приводят к различным гормональным сбоям в эндокринной системе.
  4. Пельмени, манты. Мясо в сочетании с вареным тестом считается тяжелым для переваривания.

Основы организации рациональной еды для возрастных категорий

Растущий организм очень нуждается в сбалансированной пище. Меню должно составляться с учетом его физической активности и возраста.

Однако имеются общие правила организации рационального и здорового питания, которые подходят для детей и школьного, и дошкольного возраста:

  • введение в рацион как можно большего количества фруктов и овощей;
  • приготовление блюд на пару или в духовке;
  • достаточное включение в рацион углеводов;
  • ограничение потребления чипсов и сухариков;
  • потребление мучных продуктов в ограниченных количествах или полный отказ от них.

Важно! Родители должны научить подросших детей самостоятельно отличать полезные продукты питания от вредных. Ведь даже безобидные, на первый взгляд, продукты содержат опасные компоненты (пальмовое, кокосовое масло и химические соединения).

Рекомендуется по возможности самостоятельно готовить пищу. Домашняя еда всегда полезнее покупной.

Дошкольного возраста (3-7 лет)

В детском саду рацион одинаков практически для всех детей. Его составляют опытные диетологи для того, чтобы постепенно приучить желудок малыша к взрослой пище.

Суточная калорийность еды для ребенка в возрасте 3-4 лет должна составлять 1500 ккал, для ребят постарше – 1900 ккал.

Педиатры выделяют несколько принципов питания для детей рассматриваемой возрастной категории:

  1. Обеспечение ребенка углеводами, которые содержатся в цельнозерновых кашах и фруктах. Малышам подойдут именно сложные органические вещества, поскольку они надолго заряжают энергией.
  2. Сбалансирование белков, жиров и углеводов в соотношении 30/20/50%. При нарушении «золотой середины» у ребенка нарушается обмен веществ.
  3. Соблюдение суточной калорийности для ребенка и ее распределение по времени суток. Нужно, чтобы 25% от дневной нормы ребенок съел на завтрак, 35% – на обед, 15% – на полдник, а оставшуюся часть – на ужин.
  4. Ввод в рацион новых продуктов, богатых витаминами и минералами. Важно разнообразить меню ребенка, чтобы во взрослом возрасте он не боялся есть незнакомые продукты.

Школьного возраста (от 7 лет)

Меню школьников максимально приближено к взрослой пище. Особенно полноценное питание важно для детей, находящихся в стадии полового созревания.

Нужно помнить, что специи, острые и жирные блюда могут плохо отразиться на внутренних органах подростка и стать причиной его отставания в росте.

В рацион детей школьного возраста нужно добавлять минимальное количество приправ. Ингредиенты в составе салатов нарезаются мелкими кусками.

В подростковом возрасте часто наблюдаются гастриты, поэтому важно обеспечить детей пищей, которая будет легко и быстро усваиваться. На перекус школьнику можно дать орехи, сухофрукты и воду. В день он должен выпивать не менее 1,5 литра воды. Подробно об организации правильного питания для подростка читайте по ссылке.

Читать еще:  Почему трудно похудеть после основные причины

В старшем возрасте подростки испытывают психоэмоциональные нагрузки, связанные с экзаменами и заданиями. В эту пору им нужно потреблять больше продуктов, содержащих витамин В.

Он играет важную функцию в работе нервной системы. Для перекуса подойдут овощи, фрукты, цельнозерновые хлебцы, орехи.

Советы специалистов

Специалисты советуют родителям выполнять несколько правил для того, чтобы приучить ребенка к правильному питанию:

  1. Подавать личный пример. Важно не только кормить ребенка полезной пищей, но и потреблять, готовить ее вместе с ним.
  2. Не заставлять насильно есть. Все дети отличаются друг от друга по скорости обмена веществ и усвоению полезных элементов: одному для насыщения достаточно съесть столовую ложку каши, а другому не хватит одной стандартной порции. Нормы потребления пищи – условные показатели, на которые родителям ориентироваться не следует.
  3. Дать малышу свободу выбора. Родители должны позволить чаду кушать самостоятельно, если он хочет того сам.
  4. Расширять вкусовой кругозор. В рацион детей постепенно вводят новые продукты, которые разрешены по возрасту. Не стоит полностью исключать блюдо из меню ребенка, если он отказался от него несколько раз. Возможно, в будущем ему придется по вкусу нелюбимый ранее продукт.
  5. Снизить количество потребляемых простых углеводов. Специалисты считают, что фруктоза, глюкоза и сахароза, потребляемые в чрезмерных количествах, – основная причина сахарного диабета, гормональных расстройств и лишнего веса у детей.

Доктор медицинских наук Марият Мухина

Врач выделяет несколько продуктов, которые нужно полностью исключить из детского рациона. Один из наиболее опасных ингредиентов – чипсы.

За 1 год они прибавляют 3-4 кг лишнего веса и приводят к гормональным сбоям в организме. Еще один недопустимый продукт в составе детского меню – газировка.

Обилие сахара в напитке приводит к генным мутациям, диабету и даже раковым заболеваниям. К списку запрещенных для детей продуктов Марият Мухина также относит шоколадные батончики, креветки, крабовые палочки.

В ограниченных количествах врач советует давать малышам покупные булки и торты. Огромное количество красителей и ароматизаторов в составе покупной выпечки ведет к раннему ожирению.

Практикующий врач-педиатр, гастроэнтеролог Алина Владимировна Еремеева

Она обращает внимание на то, что родители не должны перекармливать ребенка. Взрослым необходимо обращать внимание не на то, сколько съел ребенок, на то, сколько он прибавил в весе.

Плохой аппетит – не всегда признак проблем со здоровьем. Зачастую его причина кроется в замедленном метаболизме или индивидуальных возрастных особенностях ребенка.

Симптомами для беспокойства может послужить появление болей в животе, нарушения стула. В этом случае ребенка нужно срочно показать гастроэнтерологу, чтобы он назначил подходящую схему медикаментозного лечения и проконсультировал относительно питания.

Если у маленького ребенка плохой аппетит, то пищу ему нужно давать маленькими порциями, чтобы стимулировать процессы пищеварения. Желательно, чтобы блюда для малоежки содержали как можно большее количество белка.

Полезное видео

Смотрите видео об основах рационального питания дошкольников и подростков:

Основные выводы

Меню для детей должно составляться с учетом их возрастных и физиологических особенностей.

Здоровая еда для детей та, которая дает все необходимые микроэлементы и витамины, а также обеспечивает его энергией и бодростью на весь день.

Для растущего организма будут полезны продукты, содержащие медленные углеводы (каши, фрукты, хлебцы) и большое количества белка.

К списку не рекомендуемых продуктов относят грибы, сладости, покупную выпечку, чипсы.

Для дошкольников пищу нужно сбалансировать так, чтобы 50% потребляемой еды приходилось на углеводы, 30% – на белки, 20% – на жиры.

Малышам, в отличие от взрослых, разрешается есть холестеринсодержащие продукты, так как они участвуют в построении клеточных мембран. В блюдах для школьников должно содержаться как можно меньше специй, которые на фоне эмоциональных нагрузок могут спровоцировать гастрит.

Оч хорошая статья о питании ребенка в 1 год!Делюсь с вами! ( может кто и видел уже)

Меню и питание ребенка в годик

Девочки, пожалуйст пишите свои замечания и дополнения)

Годовалый малыш уже может начинать питаться с одного стола с мамой и папой, но все же в его питании остаются особенности, о которых родители не должны забывать. Во-первых, далеко не все продукты можно включать в меню ребенка в год; а во-вторых, есть свои нюансы и в процессе приготовления пищи. Кормление грудью

 Идеальным временем для кормления грудью у годовалых деток является промежуток между 4–8 часами утра. Если малыш еще находится на грудном вскармливании, нельзя резко его прекращать только потому, что ребенок уже получает взрослую пищу. В этом возрасте ребенок нечасто прикладывается к груди, идеальным временем для кормления является промежуток между 4–8 часами утра. Днем малыш может и вовсе забывать о грудном молоке, отдавая предпочтение взрослой пище, поскольку именно она является основным источником питательных веществ. Как правило, взрослеющий малыш через прикладывание к груди просто убеждается в том, что мама рядом и продолжает его любить. Кроха может брать грудь перед дневным сном или сразу после пробуждения. Большинство детей довольно активно продолжают потреблять мамино молоко по ночам.

Женское грудное молоко продолжает оставаться для ребенка очень полезным продуктом и источником антител, которые помогут в борьбе с инфекцией. Также у материнского молока есть одно уникальное свойство – оно способно подстраиваться под нынешние нужды крохи и вырабатываться в необходимом количестве.

В том случае, если ребенок находится на искусственном вскармливании, необходимо строго контролировать количество смеси согласно рекомендациям педиатра. В противном случае это грозит множеством осложнений, самое главное из которых – ожирение. Изменения в пищеварительной системе

 В этот период у малышей проиходит активное прорезывание зубов и увеличивается объем желудка. У годовалого ребенка происходит активное развитие челюстно-лицевой системы и прорезывание зубов. Также повышается активность пищеварительных ферментов и желудочного сока, благодаря чему улучшается пищеварение и организм малыша отлично справляется с новой едой.

При появлении жевательных зубов для стабильного роста жевательного аппарата необходимо давать оптимальную нагрузку на жевательные мышцы ребенка. Стоматологи в тандеме с педиатрами советуют давать ребенку небольшие кусочки продуктов размером не более нескольких сантиметров. С таким размером пищи челюсти ребенка могут легко справиться, да и жевательный аппарат получит необходимую нагрузку.

У ребенка увеличивается объем желудка – до 300 мл. Пища покидает желудок примерно через каждые 3,5–4 часа, поэтому малыш должен кушать примерно 4–5 раз в день. Такую частоту питания рекомендуют и педиатры. Объем разового приема пищи должен составлять примерно 300 мл, в том случае, если ребенок ест 5 раз в день, то объем уменьшается до 250 мл.

К консистенции пищи для годовалого ребенка все еще предъявляются особые требования: она должна быть кашицеобразной. Кроме того, родители должны помнить об особенностях приготовления пищи для малышей. Еда для малыша должна подвергаться серьезной термической обработке, поэтому продукты лучше готовить на медленном огне, не переваривая, чтобы не погибли витамины и минералы.

Второе правило, которое должно соблюдаться в обязательном порядке – свежесть продуктов. Не рекомендуется давать заранее приготовленную пищу, которая простояла в холодильнике даже сутки. Лучше всего готовить для ребенка непосредственно перед каждым приемом пищи.

Нужно соблюдать режим питания, чтобы организм «знал», в какое время начинать вырабатывать пищеварительные соки для лучшего переваривания. Кроме того, после года у ребенка начинают формироваться вкусовые предпочтения. Требования к рациону

В сутки ребенку в возрасте 1 года необходимо примерно 1100 ккал. Но питание ребенка должно не только покрывать потребности в энергии, но и быть сбалансированным и разнообразным.

Лучшим вариантом является комбинация овощей, молочных продуктов, мяса и различных круп с макаронными изделиями. Существует перечень продуктов, которые должны быть в меню ребенка ежедневно: молочные продукты, яйца, мясо, крупы, овощи и фрукты.

В составе молока есть белки, жиры, витамины и минералы. В составе кисломолочных продуктов присутствуют молочнокислые бактерии, которые оказывают положительное влияние на работу пищеварительной системы и микрофлору кишечника. Благодаря этому улучшается работа иммунитета.

Желательно, чтобы молоко, йогурт или кефир присутствовали в рационе ребенка каждый день.

В том случае, если у малыша нормальная масса тела, то ему не стоит предлагать молочные продукты с пониженной жирностью. Жирность молока должна быть не менее 3,2%, а сметаны и творожка – не менее 10%.

• Молоко. В сутки малыш должен получать в общей сложности около 400 мл молока. Современные педиатры рекомендуют не спешить вводить в рацион ребенка на искусственном вскармливании цельное коровье молоки. Это ограничение служит профилактическим приемом, чтобы избежать возможной аллергии на белок коровьего молока. Если ребенок предрасположен к аллергии, то предлагать молоко ему стоит только после 2–3 лет.

• Йогурты. Малышам годовалого возраста необходимо давать специальные детские йогурты. В них содержится небольшое количество жиров и углеводов, и готовятся они из специальной закваски. При выборе йогурта обращайте внимание на то, что молочнокислые бактерии в нем должны быть живыми. Как правило, у таких йогуртов непродолжительный срок хранения.

• Кефир способен тонизировать работу сердечно-сосудистой системы и улучшать работу кишечника. В составе кефира присутствует два вида бактерий: молочнокислые и бифидобактерии. Эти бактерии необходимы для улучшения работы кишечника и микрофлоры, что способствует укреплению иммунитета в целом. Норма употребления кисломолочных продуктов в сутки для ребенка составляет 200 мл.

• Творог является источником кальция и белка, однако из-за большого количества последнего он довольно трудно переваривается, поэтому его доза для малыша не должна превышать 50 г. Творог в натуральном виде лучше всего давать утром, на полдник или на ужин. Если же творог использован в составном блюде, то его лучше всего предложить на обед.

• Сметану, сливки и сыр предпочтительнее давать не в естественном виде, а в небольших количествах использовать в приготовлении различных блюд. Сметана может служить заправкой или соусом к различным блюдам. Натертым сыром можно посыпать макароны.

В яйцах есть большое количество легкоусвояемых белков и незаменимых аминокислот. Яйца должны присутствовать в рационе каждый день. Их можно включать в состав различных блюд, например тех же котлет или выпечки.

Годовалым малышам можно давать и просто сваренный вкрутую желток, как в чистом виде, так и в составе блюд. Если у малыша аллергия на куриный белок, то куриные яйца можно заменить перепелиными. В перепелином яйце больше аминокислот.

Ребенок должен ежедневно получать не менее 100 г мяса. Это могут быть паровые котлетки, фрикадельки или специальные детские консервы. Лучше всего предлагать мясо в обед. Постепенно можно предлагать ребенку и субпродукты – печень, язык. Доктора не рекомендуют давать детям любые колбасные изделия (сосиски, сардельки), жирные сорта мяса и мясо водоплавающих птиц.

Нежирные сорта рыб – минтай, хек, треска – лучше всего давать малышу несколько раз в неделю, но только с условием, что он хорошо переносит эти продукты. В рыбе содержится большое количество полезных микроэлементов, таких как фосфор, магний, фтор и др.

Различные виды масел

Растительное и сливочное масла являются источником жиров в питании крохи. Сливочное масло дают малышу в натуральном виде (бутерброды) либо используют в приготовлении различных блюд, например каш. Не стоит подвергать сливочное масло термической обработке. Суточная норма сливочного масла составляет 17 гр. Растительное масло лучше потреблять в натуральном виде, добавляя его в салаты и овощи в качестве заправки. Суточная норма растительного масла для малышей с года составляет 5–6 мл.

В рационе питания ребенка должен присутствовать хлеб из различных видов муки: хлеб из ржаной муки в меньшем объеме – 10 г, а хлеб из пшеничной муки – 40 г. Причина в том, что белый хлеб лучше переваривается. С года ребенку можно предлагать детскую вермишель, «паутинку».

В крупах содержится много углеводов, белков, витаминов и минеральных компонентов. Лучше всего давать годовалым малышам крупы, в которых не содержится глютен: рис, кукурузу, гречку.

 Суточная норма овощей и фруктов для годовалых деток не должна превышать 220 гр. Эти продукты являются источником огромного количества витаминов, клетчатки, углеводов и минеральных солей. Фрукты можно давать ребенку как отдельное блюдо либо добавлять в каши с целью их подсластить. Суточная норма овощей и фруктов не должна превышать 220 гр. Только в случае картофеля (по причине содержания в нем большого количества крахмала) суточную норму стоит уменьшить до 150 г.

В питании годовалого ребенка можно использовать кабачки, морковь, капусту, тыкву и другие овощи.

Если у ребенка есть проблема с работой пищеварительной системы, то из рациона необходимо исключить редьку и редис и с осторожностью давать бобовые. В этих продуктах содержится много грубой клетчатки, которая способствует обильному газообразованию и усиливает перистальтику кишечника.

Постепенно можно давать малышу пробовать цитрусовые, абрикосы, киви. Но не забывайте, что фрукты могут стать причиной аллергии у ребенка. Именно поэтому употребление фруктов стоит ограничивать.

В рационе питания ребенка должны быть и ягоды – крыжовник, вишня, малина и др. Лучше всего использовать их в протертом виде. Виноград лучше предлагать малышу примерно с 2–2,5 лет, так как он может усиливать процессы брожения в кишечнике.

После того как малыш поел, он будет непременно требовать попить. В качестве питья можно предложить малышу овощные или фруктовые соки, но не более 150 мл в сутки. Первое время рекомендуется разбавлять их водой. Помимо соков ребенок должен пить и простую кипяченую воду. В этом вопросе не существует норм – кроха должен пить столько воды, сколько ему хочется. Также ребенку уже можно давать некрепкий чай или отвар шиповника. От сладких киселей, компотов, и тем более различных сладких газировок стоит отказаться.

Малышам до трех лет врачи не рекомендуют давать сладкое – конфеты, печенья, торты и т.д. Из кондитерских изделий в небольших количествах можно предложить ребенку только зефир или пастилу.

Сахар в питании малыша можно заменять различными фруктами и ягодами. Примерное меню!

Предлагаем примерное меню для годовалого малыша.

• Завтрак. Лучшим завтраком для малыша будет молочная каша из кукурузной крупы. Даже несмотря на большое количество крахмала в кукурузе – при термической обработке он распадается, и каша легко усваивается. В кашу можно добавить небольшой кусочек сливочного масла, а вместо сахара можно использовать перетертые фрукты. Также можно сделать малышу бутерброд с маслом или, если масло добавлено в кашу, с сыром.

• Обед. В качестве обеда малышу обязательно необходима жидкая пища, например суп с фрикадельками. А на второе можно приготовить овощное пюре с мясом или рыбой. При этом помните, что суточная норма мяса должна быть распределена между двумя блюдами. Запить обед можно фруктовым соком или некрепким чаем.

• Полдник. В качестве полдника можно дать малышу йогурт или вареное яйцо.

• Ужин. Можно дать творог с фруктовым пюре. Перед сном малыши иногда могут прикладываться к груди, чтобы подкрепиться на ночь и быстрее уснуть. В том случае, если кроха на искусственном вскармливании, можно дать на ночь кефир или смесь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector