2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проводится исследование описание

Методы исследования в научной работе

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку

Количественные методы исследования

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Методы педагогического исследования

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике

Методы социологического исследования

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

Характеристика этапов проведения исследований

Любое исследование осуществляется в несколько этапов, последовательность которых можно выразить схемой, представленной на рис. 3.1.

Рассмотрим эти этапы.

На первом этапе необходимо выявить потребности в исследовании, проанализировать проблемы, стоящие перед конкретной системой управления, выбрать из них главную, определяющую важность и первостепенность проведения исследования. Для этого проблема должна быть четко сформулирована.

Под проблемой понимается несоответствие фактиче­ского состояния управляемого объекта (например, произ­водства продукции) желаемому или заданному (заплани­рованному). Именно в связи с отклонением от плановых (или нормативных) состояний, которое отмечается в определенный момент времени или прогнозируется на будущее, и возникают чаще всего проблемы в органи­зациях. Но их источником может быть и изменение са­мих целей или нормативов. Например, если в результате анализа информации о продажах изделия руково­дство предприятия принимает решение о снятии его с производства и переключении на другой вид продук­ции, это может радикально изменить целевые установ­ки всех подразделений, связанных с данными видами продукции. Менеджеры должны заново составить пла­ны, найти и перераспределить ресурсы, организовать обучение персонала и т.д.

Рис. 3.1. Этапы исследования объекта управления

Совершенно очевидно, что введение изменений, тре­бующих для реализации ресурсов и времени, должно быть обосновано анализом факторов, оказывающих воз­действие на состояние и положение организации.

Анализ ситуационных факторов позволяет рассмот­реть проблему в связи с вызвавшими ее событиями и изменениями во внутренней и внешней среде и начать поиск решения.

Читать еще:  Сбалансированное питание меню на неделю и продукты

Таким образом, определить проблему — значит уста­новить границы системы, в пределах которой она рас­сматривается, уровень, на котором она должна решаться. Субъект, анализирующий ситуацию, определяет пробле­му в границах управляемой им системы. Однако важным для него является и представление, как система прояв­ляет себя в системах и смежных системах и, главное, ка­кое значение она имеет для суперсистемы, в которую данная (управляемая) система входит как элемент. Это обеспечивает увязку принимаемого решения с общими задачами и решениями вышестоящего звена управления, организацию интегрированного процесса решения дан­ной проблемы.

При определении проблемы возникает чисто логиче­ская трудность выделения причин и следствий. Перед менеджером в той или иной конкретной ситуации может возникнуть несколько проблем. Очень важно установить их иерархию, т.е. определить, какая из них главная, а какие — подчиненные или производные от нее. Опреде­ление главной проблемы позволит правильно сформули­ровать цель решения задачи.

Определение цели связано с ограничением направле­ний и средств ее достижения. Эти ограничения играют определяющую роль в выборе вариантов решения. По отношению к определенной системе ограничения можно разделить на общие и частные. Общие ограничения, на­кладываемые на функционирование данной системы, представляют собой объективные условия внешней сре­ды или являются целями и понуждающими связями не­которой большой системы, для которой рассматриваемая система служит элементом (подсистемой). Иногда огра­ничения для данной системы являются проявлением не­решенных проблем в более общих системах.

Итак, на первом этапе проведения исследований ана­лизируются проблемы и совокупность всех факторов, которые необходимо выявить и учитывать при реше­нии проблем.

Содержание второго этапа — закономерное про­должение первого. Это выявление объекта и предмета исследования. Объектом исследования является система управления организации, а предметом — выявленная конкретная проблема, сдерживающая эффективную ра­боту организации.

На третьем этапе необходимо выбрать методологию проведения исследования, под которой понимаем сово­купность целей, методов, приемов управления при про­ведении исследования, а также подход менеджеров к принятию решений и учет традиций организации.

На четвертом этапе проводится анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования. К таким ресурсам относятся материальные, трудовые, финансо­вые ресурсы, оборудование, информация. Анализ ресур­сов необходим для успешного проведения исследования и достижения его результатов.

Пятый этап предполагает выбор методов проведения исследования с учетом имеющихся ресурсов и целей ис­следования. Подробно о методах проведения исследова­ний будет сказано в гл. 4.

Шестой этап заключается в организации проведения исследований. Здесь необходимо определить порядок про­ведения исследований, распределить полномочия и ответ­ственность и отразить это в регламентирующих докумен­тах, например в должностных инструкциях. Здесь же не­обходимо уточнить или определить технологию подготов­ки и утверждения управленческих решений при проведе­нии исследований.

На седьмом (завершающем) этапе следует зафикси­ровать и проанализировать полученные результаты. Такими результатами могут быть отдельные рекомен­дации, новая модель системы управления, улучшенные нормы управляемости, более совершенные методики, способствующие оперативному и успешному разреше­нию проблемы. На этом этапе необходимо предвари­тельно подсчитать эффективность исследований, т.е. соразмерить затраты на проведение исследований и полученные результаты.

Иногда процесс исследования конкретного объекта производится в соответствии с выбранной (рекомендуе­мой) моделью системы управления, часто называемой эталоном. Этапы проведения исследования в соответст­вии с эталонной моделью представлены на рис. 3.2.

Рис 3.2. Исследование объекта управления в соответствии с эталонной моделью

Документы, связанные с системой, можно разделить на следующие группы:

1) официальные положения и инструкции, регламен­тирующие функции организации или подразделения и определяющие сроки и процедуры обработки ин­формации и принятия решений;

2) входные документы, возникающие вне системы;

3) систематически обновляемые записи (массивы) в виде картотек или книг, используемые в процессе работы;

4) промежуточные документы, получаемые и (или) ис­пользуемые в процессе обработки данных;

5) выходные документы.

Всю совокупность методов исследования можно раз­бить на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; мето­ды формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых про­цессов) и комплексированные методы.

Первая группа — методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, ис­пользовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: метод «мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экс­пертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей», «деловой игры», морфологические методы и ряд других методов.

Вторая группа — методы формализованного представ­ления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы:

аналитические (включают методы классической ма­тематики — интегральное исчисление, дифференциаль­ное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математиче­ского программирования, теории игр);

статистические (включают теоретические разделы математики — математическую статистику, теорию веро­ятностей — и направления прикладной математики, ис­пользующие стохастические представления — теорию массового обслуживания, методы статистических испы­таний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);

теоретико-множественные, логические, лингвистиче­ские, семиотические представления (разделы дискрет­ной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, авто­матизации проектирования, информационно-поиско­вых языков);

графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).

Наибольшее распространение в экономике в настоя­щее время получили математическое программирование и статистические методы. Правда, для представления ста­тистических данных, для экстраполяции тенденций тех или иных экономических процессов всегда использова­лись графические представления (графики, диаграммы и т.п.) и элементы теории функций (например, теория производственных функций). Однако целенаправленное применение математики для постановки и анализа задач управления, принятия экономических решений разного рода (распределения работ и ресурсов, загрузки оборудо­вания, организации перевозок и т.п.) началось с внедре­ния в экономику методов линейного и других видов математического программирования (работы Л. В. Канто­ровича, В. В. Новожилова, С.А. Соколицына и др.). При­влекательность этих методов для решения формализо­ванных задач, какими обычно являются названные выше и другие экономические задачи на начальном этапе их постановки, объясняется рядом особенностей, отличаю­щих методы математического программирования от ме­тодов классической математики.

При стремлении более адекватно отобразить про­блемную ситуацию в ряде случаев целесообразно приме­нять статистические методы, с помощью которых на основе выборочного исследования получают статистиче­ские закономерности и распространяют их на поведение системы в целом. Такой подход полезен при отображе­нии таких ситуаций, как организация ремонта оборудо­вания, определение степени его износа, настройка и ис­пытание сложных приборов и устройств и т.д. Все более широкое применение находит статистическое имитаци­онное моделирование экономических процессов и си­туаций принятия решений.

В последнее время с развитием средств автоматиза­ции возросло внимание к методам дискретной матема­тики: знание математической логики, математической лингвистики, теории множеств помогает ускорить разра­ботку алгоритмов, языков автоматизации проектирова­ния сложных технических устройств и комплексов, язы­ков моделирования ситуаций принятия решений в орга­низационных системах.

В настоящее время в экономике и организации про­изводства применяются практически все группы методов формализованного представления систем. Для удобства их выбора в реальных условиях на базе математических направлений развиваются прикладные методы и пред­лагаются их классификации.

К третьей группе относятся комплексированные мето­ды: комбинаторика, ситуационное моделирование, топо­логия, графосемиотика и др. Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов.

Несколько в стороне стоят методы исследования ин­формационных потоков.

Схема структуризации методов приведена на рис. 4.1

Рис. 4.1. Структуризация методов исследования систем управления

Специалист по системному анализу должен пони­мать, что любая классификация условна. Она лишь сред­ство, помогающее ориентироваться в огромном числе разнообразных методов и моделей. Поэтому разраба­тывать классификацию нужно обязательно, но делать это следует с учетом конкретных условий, особенно­стей моделируемых систем (процессов принятия реше­ний) и предпочтений, которым можно предложить вы­брать классификацию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

2.7. Общее описание исследования

В выпускной квалификационной работе должны быть обязательные составляющие (являющиеся фрагментами текста), которые дают возможность читателю составить более точное представление о сути работы. Поскольку они общие для выпускных квалификационных работ разных ступеней высшего профессионального образования, то ниже дано их описание без разделения работ по видам.

Существование проблемы (проблемной ситуации) является исходным моментом любого научного исследования. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создает основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает: 1) обнаружение существования такого дефицита; 2) осознание потребности в устранении дефицита; 3) описание проблемной ситуации на естественном языке; 4) формулирование проблемы в научных терминах.

Убедить будущего читателя в том, что проблема действительно существует, можно, опираясь на проведенный литературный обзор. В нем необходимо дать характеристику степени исследованности интересующей проблемы. Отметить, насколько она изучена в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты. Следует выделить неизученные и мало изученные вопросы, противоречия в понимании явления в целом и его отдельных сторон, противоречия в имеющихся эмпирических данных.

Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие:

1) Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Имеется в виду, что новые данные об его характеристиках и взаимосвязях позволят прояснить природу явления, закроют некоторое «белое пятно» в существующих представлениях, позволят разрешить имеющиеся противоречия.

2) Потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения.

3) Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных.

4) Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде.

5) Потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения.

Обоснование актуальности выбранной темы не должно быть многословным. Практически всегда для этого может быть достаточно одной страницы.

Как и любое научное исследование, выпускная квалификационная работа должна обладать научной новизной. Актуальное исследование обычно имеет данное качество. Не следует полагать, будто научная новизна есть только в тех исследованиях, которые завершились открытием. Любой признак проведенного исследования, позволяющий употребить понятие «впервые» при характеристике полученных результатов, дает основание говорить о научной новизне.

Обнаруженные новые взаимосвязи психических явлений, уточненные характеристики психических явлений, неописанные ранее детали возрастной динамики явления, апробация методики (исследовательской, диагностической, обучающей, коррекционной) на новом контингенте испытуемых или обучаемых и многое другое имеет несомненную научную новизну. В итоговых выводах или заключении об этом стоит упомянуть.

Объект — это то, на что направлен процесс познания. Это нечто целое, являющееся фрагментом мира самого по себе, т.е. существующего независимо от субъекта познания (в данном случае исследователя) и от наук, которые его изучают. Объектами психологической науки выступают: индивид, группа людей, общность людей, животное, у которого есть психика, сообщество таких животных. Поскольку перечисленные объекты являются объектами и других наук, целесообразно, называя объект психологического исследования, уточнить какое именно психическое явление вы намерены изучать в рамках данной работы.

В тексте должны быть указаны все значимые характеристики объекта. В зависимости от цели исследования к таким характеристикам могут быть отнесены: пол, возрастная группа, к которой принадлежат испытуемые, уровень образования, профессия, род занятий, состояние здоровья, национальность и т.д.

Предмет познания — свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определенных исторических условиях. Предмет познания невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки или комплекса наук, безотносительно к субъекту (субъектам) познания. Предмет познания может быть общенаучным, например, время как форма существования и мера изменений. Он может быть междисциплинарным. Например, межполовые отношения у животных. Их изучает биохимия, этология, зоология, психология, ветеринария. Для каждой науки в любом предмете изучения (общенаучном, междисциплинарном, специальном) есть свой, частный аспект рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании.

В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты: отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д. Таким образом, перечень явлений и их сторон, которые могут быть взяты в качестве предмета психологического исследования, значительно объемней перечня объектов.

Если объект психологического исследования читатель часто проясняет для себя по контексту работы (даже если он не назван автором), то с предметом дело обстоит иначе. Обусловлено это отмеченными различиями в степени их разнообразия. Предмет исследования должен быть непременно назван самим автором, чтобы читателю было легче понять цель и назначение работы. Если предмет не назван, то трудно оценить адекватность методического подхода.

Проблема, объект и предмет исследования должны быть названы в одном из первых разделов текста.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Читать еще:  Что такое диета а и ее особенности

В большинстве случаев в начале и по ходу исследования осознанно и неосознанно выдвигается не одна, а совокупность гипотез, часть которых может образовывать цепочку связанных предположений, вытекающих из исходного предположения.

Чем конкретнее выдвинутое предположение, чем более четко определена сфера его действия, тем эффективнее будет работа, тем яснее будут ее результаты. В качестве гипотезы вполне может быть достаточным предположение о существовании или отсутствии какого-либо феномена, взаимосвязи двух или нескольких свойств, степени их выраженности, условиях возникновения и проявления. Если проведенное исследование даст убедительное подтверждение или опровержение сделанного ранее утверждения, то более ясной будет схема изучения смежных областей или родового психического качества. Такой подход вернее ускорит продвижение в разработке собственной концепции изучаемой психической реальности, чем широкие, но туманные теоретические предположения.

Сказанное относится к гипотезам эмпирической части исследования. В теоретическом исследовании (теоретической части исследования) целесообразно придерживаться в некотором смысле противоположной ориентации. В осмыслении теоретических основ своего исследования желательно протянуть цепь предположений до наиболее общих взглядов на природу психики, чтобы яснее понять, какой исследовательской парадигмы вы придерживаетесь и в какой степени она вами осознана.

Могут быть сформулированы несколько гипотез, представляющих некоторую логическую цепь или конкретизирующих общее предположение, которое заявлено вначале.

Цель исследования — желаемый конечный результат (главный), он может быть теоретико-познавательным или прикладным, практическим. Чаще всего в психологических исследованиях целями выступают:

— Описание характеристик психического явления

— Выявление взаимосвязей психических явлений

— Изучение возрастной динамики явления

— Описание нового феномена, эффекта

— Открытие новой (другой) природы явления

— Обобщение научных представлений, сведений

— Создание классификации, типологии

— Создание методики исследовательской, диагностической, обучающей, коррекционной

Определение задач — это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования. Выбор задач должен быть обусловлен делением цели исследования на подцели (цели второго порядка).

Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат нахождение новых фактов, так и те, что помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний. Исследование будет восприниматься как целостное и законченное в том случае, если изучаемое явление не будет выглядеть в вашем описании как изолированное от других психических явлений или как бесструктурное. Поэтому в число задач исследования надо включить такие, которые позволят определить место изучаемого явления в психике — его взаимосвязи с дру-гими психическими явлениями. В любом исследовании желательно установить уровень психики, к которому относится изучаемый феномен, выделить ближайшие уровни психики и детерминанты изучаемого феномена, имеющиеся на этих уровнях; уточнить внутреннее строение явления (его компоненты, частные феномены, отдельные характеристики. ).

Для будущего читателя вашей работы, скорее всего, важно составить целостное представление об изучавшемся феномене, увидеть все звенья в той цепи опосредований и взаимосвязей, в которую они включены. В определении задач надо стремиться к тому, чтобы в этой цепи стали известными как можно больше звеньев. Выявление отдаленных взаимосвязей без прояснения ближайших снижает ценность работы.

Частая ошибка в формулировании задач исследования в том, что автор подменяет изложение исследовательских задач описанием плана предстоящей работы. В этом случае задачи формулируются примерно таким образом: 1) проанализировать литературу по теме, 2) провести эксперимент (обследование), 3) обработать эмпирические данные, 4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы. Это описание обычной последовательности шагов научного исследования. В этом описании нет новизны, оно вряд ли интересно читателю. Нетрудно догадаться, что собранные данные надо обработать, затем интерпретировать, формулировать выводы…

Перечисление задач должно помочь читателю понять характер работы и узнать сможет ли он найти в этой работе то, что ищет. Каждому читателю удобно с первых же шагов знакомства с текстом, который находится в руках, оценить полезность предстоящего чтения. Например, уже в начале важно узнать ставились ли задачи создать (модифицировать, адаптировать) методики для изучения феномена, взятого в качестве предмета исследования? Проводились или нет обучающие, формирующие эксперименты? Исследование носило срезовый или лонгитюдный характер? Ставил ли автор задачу построить модель изучаемого явления или ограничивался получением новых данных о его характеристиках? Изучение каких именно сторон явления автор считал важнейшим в своей работе? Такого рода аспекты и должны быть отражены в перечисляемых исследовательских задачах.

Описание задач обычно делается в форме перечисления с использованием таких глаголов: изучить…, описать…, выявить…, установить…, выделить… Формулировки задач желательно делать как можно более тщательно, поскольку они должны определять структуру работы и названия глав и параграфов текста.

Описание процесса исследования

Это основная часть исследовательской работы, в которой освещаются методика и тех­ника исследования с использованием логических законов и правил.

Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой ис­следования – определенную последовательность действий, способ органи­зации исследования.

Поскольку работа будет восприниматься другими людьми, принципиальное значение имеет то, как подан и как выражен в языке представляемый материал. Удачное изложение и, грамотный литературный язык сами по себе являются достоинством и способны замаскировать недостатки работы и подчеркнуть ее удачные моменты. Невыигрышная подача текста, неряшливый или стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте грамматических ошибок могут испортить впе­чатление от самой талантливой и оригинальной, работы.

Каждый исследователь стремится донести до читателя свои мысли оптимальным образом. Здесь могут использоваться различные вари­анты. Это может быть сжатое описание хода исследования с подроб­ным изложением результатов. Другой вариант подачи ориентирован на читателя-неспециалиста и отличается подробным изложением всех стадий работы; автор как бы вводит читателя в свою творческую ла­бораторию, ведет его от этапа к этапу, комментируя удачи и неудачи, и в конечном итоге раскрывает, полученный результат и вытекающие из него следствия.

Способы изложения исследовательского материала весьма разно­образны. Это может быть изложение в виде развернутого доказа­тельства сформулированной в начале работы гипотезы, когда вся работа представляет собой как бы расширенное подробное единое доказательство. Можно поступить наоборот: вначале формулируется задача исследования, а затем начинается движение от нее к конечному выводу. Изложение может быть дедуктивным, т.е. направленным от общих аксиоматических положений к анализу частных случаев, и ин­дуктивным – направленным от эмпирических случаев, эксперимен­тальных данных к теоретическим обобщениям. Наконец, изложение может быть описательным, когда автор старается скорее показать факты, чем сделать из них какие-то широкомасштабные выводы; в таких случаях факты должны быть поданы так, чтобы они говорили сами за себя. Значительное место занимает хронологический способ изложения, когда научные факты излагаются в определенной времен­ной последовательности.

Конечно, не существует стандарта композиции научно-исследовательского труда. Каждый автор сам выбирает порядок организации на­учных материалов. Однако выработались определенные общие тре­бования к композиционной структуре подобного произведе­ния. Исследовательская работа непременно должна содержать следующие эле­менты:

Главы основной части.

Вопреки широко распростра­ненному мнению, приступая к написанию научной работы, нельзя сразу писать ее начало – введение. Введение – наиболее от­ветственная часть текста, в которой, как в незамутненном зеркале, должны отражаться все его достоинства, элементы новизны, выно­симые на защиту положения. Все это может окончательно выкрис­таллизоваться на последнем этапе работы, когда достигнута полная ясность в понимании выбранной темы. Необходимо начинать с ос­новной части текста, добиться ее оптимального варианта, а затем только переходить к введению и заключению.

Во введении автор кратко определяет объект исследования, формулирует актуальность проблемы, ее состояние в настоящее время, существующие трудности в разрешении проблемы, излагает суть поставленной научной задачи или новых разработок, цель собственного исследования, направления и методы решения, содержание работы по главам. Оно представляет собой краткую аннотацию и содержит освещение степени разработанности данной проблемы, изложение того нового, что вносится автором в предмет исследования, основных положений, которые автор выносит на защиту. Здесь приводятся не многочисленные конкретные результаты, а новые идеи и взгляды, способы их реализации. Таким образом, во введении дается обоснование актуальности темы проводимого исследования, изложение целевой установки, определяются задачи, дается общее представление о работе.

К структуре введения предъявляются особые требования. Оно непременно должно включать следующие пункты:

1. Актуальность выбранной темы.

2. Степень разработанности проблемы. В этом разделе составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к вы­воду, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте и потому нуждается в дальнейшей разработке). При написании курсовой работы возможно ограничиться перечислением существующих концептуальных подходов к решению подобных проблем и ученых, которые данные подходы разрабатывали.

3. Цель и задачи исследования.

4. Объект и предмет исследования.

5. Теоретико-методологическая основа исследования. Здесь содержатся указания на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, яв­ляясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

6. Информационно-эмпирическая база. Дается краткая характеристика основных источников получения информации (офи­циальных, научных, литературных, библиографических).

7. Структура работы. Кратко описывается содержание глав, указывается наличие графиков, диаграмм, таблиц и т.п.

Следует отметить, что введение следует внимательно и аккуратно переписывать неоднократно на различных этапах выполнения работы, так как введение читается первым из всех разделов диссертации всеми заинтересованными лицами, и по нему составляется первое, трудноизменяемое представление о работе и авторе.

Основная часть исследовательской работы должна составлять не менее 70% ее полного объема. Она неизбежно делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. Же­лательно, чтобы главы (и соответственно параграфы) были примерно одинаковыми по объему.

Членение работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы. Поэтому, с одной стороны, не следует вводить в план структурные единицы, содержательно выходящие за рамки темы или связанные с ней лишь косвенно, а с другой стороны, пункты плана должны структурно полностью раскрывать тему. План научного исследования – это как бы логический скелет изложения, и в этом скелете все должно быть на своем месте.

Главы научного исследования – это основные структурные единицы текста. Название каждой из них нужно сформулировать так, чтобы оно не оказалось шире темы по объему содержания и равновелико ей, так как глава представляет собой только один из аспектов темы и назва­ние должно отражать эту подчиненность.

После составления плана можно приступать к черновому написа­нию текста. Достаточно большой объем работы подсказывает, что текст лучше писать не целиком, а небольшими частями, причем каж­дая из них должна вписываться в общую интеллектуальную фабулу всей работы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загро­мождают текст основной части, помещают в приложе­нии. По форме при­ложения могут представлять собой текст, таблицы, графики и т.п.

6. Обсуждение результатов исследования.Оно проводится на заседаниях про­филирующих кафедр, ученых советов, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценно­сти научной работы и коллективный отзыв.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.Заключительным этапом хода научного исследования явля­ются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной диссертационной работы.

Заключительная часть научного исследования (заключение) должна со­держать выводы, сделанные по результатам всей работы. Эта часть, самая небольшая по объему, имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены на суд научного сообщества итоговые результаты всего труда. Заключение – это не просто суммирование достиг­нутых результатов, а своего рода синтез, органично соединяющий отдельные результаты по теме и совокупный итог всей работы в целом. В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, по­ставленными во введении, соединить в единое целое извлеченные вы­воды, оценить успешность собственной работы. Иногда целесообраз­но построить текст заключения как перечень выводов, разбив его на пункты, каждый из которых – выделение и обоснование одного конкретного вывода. Если работа наряду с теоретическими результатами имеет и практические следствия, это также нужно оговорить в за­ключении. Кроме того, следует оценить открывающуюся на основе результатов работы перспективу дальнейших исследований поданной теме, очертить встающие в этой связи новые задачи, охарактеризовать имеющиеся побочные результаты и идеи и оценить возможные пер­спективы их научного развития.

Следует различать выводы, изложенные в заключении, от выводов и рекомендаций, сделанных к каждой главе исследования. В последнем случае выводы должны быть научными. Если первые, в большей степени, обобщают результаты работы в целом, то последние должны быть более конкретными, носить рекомендательный характер без декларативности, с указанием деталей, особенностей и новизны конкретных этапов исследования.

Читать еще:  Что такое диета номер при гипертонии

Научные выводы могут начинаться словами:

Анализ показал, что.

Выявлен эффект, состоящий в том, что…

Сравнение результатов позволяет сказать, что. т.п.

Одним словом, исследователь должен в научных выводах сделать научное обобщение своей работы, показать нетривиальность собственных изысканий и представить на суд научной общественности новое научное знание, полученное в ходе исследования. Напротив, проблематично назвать выводы научными, если в них лишь констатируются факты выполнения каких-то работ или говорится о результатах, в которых не раскрывается новое знание по предмету исследования.

B) Описание места исследования

Понятие методологии науки — это

a) Отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных

b) + Это система методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания.

c) Процесс научного изу­чения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его зако­номерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах об­щества

d) Это наука, изучающая методы распространенности заболеваний и факторы, её определяющие.

e) Раздел медицины, изучающий влияние социальных факторов на состояние здоровья населения.

2. Методология выполняет следующие функции:+

a) Определяет способы получения научных знаний, которые отражают динамику процессов и явлений;

b) Предусматривает особый путь, с помощью которого может быть достигнута научно-исследовательская цель;

c) Обеспечивает всестороннее получение информации относительно процесса или явления, что изучается;

d) Помогает введению новой информации;

e) + Все ответы верны

Этапы эпидемиологического исследования включают

a) Клинические испытания

b) Полевые исследования

c) Общинные интервенционные исследования

d) +Все выше перечисленное

e) Ничего из вышеперечисленного

4. Дескриптивное исследование+

a) Направлено на регуляцию деятельности

b) Основанно на опыте.

c) Предполагает однократное обследование объектов исследования.

d) Изучает взаимосвязи, гипотетические причинные взаимоотношения

e) + Описывает распределения переменных, но при этом не выдвигает причинные или другого рода гипотезы.

5. Аналитическое исследование +

a) Направлено на регуляцию деятельности

b) Основано на опыте.

c) Предполагает однократное обследование объектов исследования.

d) + Изучает взаимосвязи, гипотетические причинные взаимоотношения

e) Описывает распределения переменных, но при этом не выдвигает причинные или другого рода гипотезы.

Экспериментальное исследование

a) +Ученые активно вмешиваются в жизнь исследуемых (основная группа).

b) Ученые наблюдают за исследуемыми.

c) Ученые создают и контролируют условия проведения эксперимента

d) Ученые внезапно ищут связь между результатом эксперимента и каким-нибудь неучтенным фактором.

e) Ученным не важен ход эксперимента

7. Основные положения анкетного метода опроса:

a) Респондент должен хорошо понимать вопрос, на который ему предстоит ответить

b) Респондент должен иметь возможность ответить на вопрос

c) Респондент должен иметь желание давать откровенные и правдивые ответы

d) + Все ответы верны

e) Ничего из вышеперечисленного

8. Перечислите основные количественные методы, используемые при проведении исследования.+

А. статистическое наблюдение

Б. сводка и группировка первичных данных.

В. дескриптивный анализ.

Г. выводной анализ

Д. анализ связей

Правильные ответы: 1 – А, Б, В

3 – А,Б,В,Г,Д+

9. Концептуальная ошибка (предположения) это +

a) + Ошибка в результате неверной логики

b) Ошибка в выводе и толковании

c) Ошибка, вызванная неверным или неполным выявлением случаев

d) Ошибка в результате систематической погрешности в методах выявления, диагностики или верификации случаев

e) Ошибка, которая возникает из-за того, что в исследовании типа случай-контроль исследуемые и контрольные лица систематически отличаются друг от друга.

Ошибка интерпретации это

a) Ошибка в результате неверной логики

b) + Ошибка в выводе и толковании

c) Ошибка, вызванная неверным или неполным выявлением случаев

d) Ошибка в результате систематической погрешности в методах выявления, диагностики или верификации случаев

e) Ошибка, которая возникает из-за того, что в исследовании типа случай-контроль исследуемые и контрольные лица систематически отличаются друг от друга.

Ошибка Выявления это

a) Ошибка в результате неверной логики

b) Ошибка в выводе и толковании

c) Ошибка, вызванная неверным или неполным выявлением случаев

d) + Ошибка в результате систематической погрешности в методах выявления, диагностики или верификации случаев

e) Ошибка, которая возникает из-за того, что в исследовании типа случай-контроль исследуемые и контрольные лица систематически отличаются друг от друга.

12. Поисковый прогноз+

a) + Определяет возможные состояния объекта в будущем

b) Намечает пути и сроки достижения цели

c) Представлен в виде доверительных интервалов характеристики объекта,

d) Дается в виде единственного значения

e) Ничего не верно

13. Проспективное (когортное, продольное) исследование+

a) +Исследование, в котором выделенная когорта участников наблюдается в течение определенного времени

b) Описательное исследование, включающее однократно обследуемые группы участников и проводимое с целью оценки распространенности того или иного исхода, течения заболевания, а также эффективности диагностики

c) Ретроспективное исследование, в котором по архивным данным или опросу его участников формируют группы из этих участников (больных) с определенным заболеванием и без него, а затем ретроспективно оценивают частоту воздействия предполагаемого фактора риска или причины заболевания

d) Исследование, включающее обычно описательную статистику группы больных, отобранных по какому-либо признаку

e) Описание редкого наблюдения, «классического» случая или нового феномена

14. Исследование случай—контроль+

a) Исследование, в котором выделенная когорта участников наблюдается в течение определенного времени

b) + Описательное исследование, включающее однократно обследуемые группы участников и проводимое с целью оценки распространенности того или иного исхода, течения заболевания, а также эффективности диагностики

c) Ретроспективное исследование, в котором по архивным данным или опросу его участников формируют группы из этих участников (больных) с определенным заболеванием и без него, а затем ретроспективно оценивают частоту воздействия предполагаемого фактора риска или причины заболевания

d) Исследование, включающее обычно описательную статистику группы больных, отобранных по какому-либо признаку

e) Описание редкого наблюдения, «классического» случая или нового феномена

15. Обсервационное (наблюдательное) исследование+

a) + Клиническое исследование, в котором исследователь собирает данные путём простого наблюдения событий в их естественном течении, не вмешиваясь в них активно.

b) Исследование, в котором лекарственное средство назначается обычным способом в соответствии с условиями, изложенными в разрешении на рыночную реализацию

c) Исследование новых, незарегистрированных лекарственных препаратов

e) Ничего из вышеперечисленного

16. Скрининговые исследования проводятся с целью+

a) +Найти наилучший способ выявления определённых заболеваний или состояний.

b) Найти наилучший способ диагностики определённого заболевания или состояния.

c) Изучить эффективность и безопасность экспериментальных препаратов, новых комбинаций препаратов или новых методов в хирургии или лучевой терапии.

d) Изучить способы повышения качества жизни пациентов, страдающих хроническими заболеваниями.

e) Найти наилучшие способы предупреждения заболеваний у людей, которые никогда ими не страдали, либо предупредить рецидив заболевания у пациентов

17. Терапевтические исследования проводятся с целью+

a) Найти наилучший способ выявления определённых заболеваний или состояний.

b) Найти наилучший способ диагностики определённого заболевания или состояния.

c) + Изучить эффективность и безопасность экспериментальных препаратов, новых комбинаций препаратов или новых методов в хирургии или лучевой терапии.

d) Изучить способы повышения качества жизни пациентов, страдающих хроническими заболеваниями.

e) Найти наилучшие способы предупреждения заболеваний у людей, которые никогда ими не страдали, либо предупредить рецидив заболевания у пациентов

18. Профилактические исследования проводятся с целью+

a) Найти наилучший способ выявления определённых заболеваний или состояний.

b) Найти наилучший способ диагностики определённого заболевания или состояния.

c) Изучить эффективность и безопасность экспериментальных препаратов, новых комбинаций препаратов или новых методов в хирургии или лучевой терапии.

d) Изучить способы повышения качества жизни пациентов, страдающих хроническими заболеваниями.

e) + Найти наилучшие способы предупреждения заболеваний у людей, которые никогда ими не страдали, либо предупредить рецидив заболевания у пациентов

19. Диагностические исследования проводятся с целью+

a) Найти наилучший способ выявления определённых заболеваний или состояний.

b) + Найти наилучший способ диагностики определённого заболевания или состояния.

c) Изучить эффективность и безопасность экспериментальных препаратов, новых комбинаций препаратов или новых методов в хирургии или лучевой терапии.

d) Изучить способы повышения качества жизни пациентов, страдающих хроническими заболеваниями.

e) Найти наилучшие способы предупреждения заболеваний у людей, которые никогда ими не страдали, либо предупредить рецидив заболевания у пациентов

20. Дизайн клинических исследований это – +

a) + Это общий план исследования, описание того, как исследование будет проводиться

b) Описание места исследования

Описание, анализ и обработка результатов практического исследования

На нашем телеграм-канале много материалов посвящено написанию научных работ. В этой статье мы решили раскрыть тему формы представления практических результатов в курсовой работе.

Как мы уже знаем, курсовая работа должна содержать такой подраздел, как теоретические и практические результаты исследования. Давайте выясним, что это такое и как выполнять это задание.

Описание результатов работы (курсовой, практической и т.д.)

Описание результатов – это описание информации, полученной в процессе эмпирического исследования по разным методикам.

  • представление результатов практической работы в общем виде графиков, таблиц;
  • цитирование протоколов;
  • описание сложностей, которые возникали в ходе проведения исследования;
  • описание типичных проявлений исследуемого явления.

Например, в ходе написания курсовой на первом курсе обучения в математической обработке будет представлен подсчет средних значений и процентных соотношений.

Анализ результатов исследования

  • сравнение информации, полученной автором курсовой, с уже имеющимися в науке данными;
  • выявление психологических особенностей;
  • объяснение полученной информации с точки зрения современных научных психологических теорий из контекста цели исследования.

Не исключено, что в ходе анализа будет обнаружена противоречивая информация, полученная с помощью разных методов и методик. Например, если проводить опрос в ходе изучения агрессивности, будет видно, что его участники вовсе не агрессивны. Зато если проводить исследование методом наблюдения, тут агрессия начинает проявляется.

Задача автора исследования – как раз выявить такие противоречия и постараться их объяснить. Если вернуться к нашему примеру, ответ может крыться в том, что участники опроса могут не воспринимать себя агрессивными, но обладать таким поведением.

Оформление результатов практической и духовной деятельности

Научные и практические результаты исследования обычно представлены в виде таблиц, графиков, диаграмм (столбиковых, линейных и секторных) и схем.

Они приводятся внутри текста непосредственно в работе, а не в приложении. Если для этого мало места, то их следует размещать на странице, следующей за текстом, в котором они впервые упоминаются.

В случае слишком большого размера или объема графического материала, его помещают в приложениии. Тогда в тексте работы, где упоминаются результат практической деятельности, обязательно следует сделать ссылку.

При оформлении практического анализа результатов производственной практики или курсовой следует создавать смысловое название – такое имя, которое будет ясно читателю без необходимости прочитывать сопроводительный текст. Также стоит помнить про сквозную нумерацию, при которой таблицы нумеруются по одному порядку, рисунки – по другому.

Оформление таблиц

Таблицы в практическом применении результатов исследования должны подчиняться следующим правилам:

  1. Таблицы должны быть компактными, наглядными, легко обозримыми. Лучше создать несколько маленьких таблиц, чем одну огромную.
  2. Нумерацию указывают справа перед таблицей.
  3. В названиях строк и граф избегают лишних слов, а также сокращений (по возможности).
  4. Если отдельные графы повторяются или содержат одни и те же термины, несут одинаковый смысл, их указывают под одним заголовком.
  5. В таблицах всегда указывают единицы измерения числовых данных. Если они общие для всей таблицы, то их указывают в заголовке (через запятую от названия или в скобках). Если в таблице встречаются разные единицы, их прописывают в заголовке нужной графы или строки.
  6. В одной графе все цифры должны быть одинаково точны. Для этого можно округлить их до целого числа или 1-2 цифры после запятой.
  7. Одна клетка таблицы должна вмещать одно число.
  8. Таблица не должна содержать пустых клеток.
  9. Если в таблице есть примечания, их набирают шрифтом по размеру на 1-2 значения меньше.

Оформление рисунков

В отличие от таблиц, название рисунков помещают под ними. При этом всегда указываются единицы измерения и названия смысловых осей. Нужно приводить условные обозначения.

Если протоколы, рисунки, таблицы или другой графический материал сопровождается большим количеством текста, приводить все вместе следует в приложении. Так поступают с анкетами, рисунками испытуемых, изображениями эксперимента и пр.

Нумерация приложений стандартная. Например, «приложение №1» и далее по порядку. В этом случае ссылки на приложения с номерами нужно обязательно размещать в той части текста, где они должны были располагаться.

Любая приведенная в таблицах, графиках, рисунках и других материалах информация должна быть описана в основном тексте. Ее нужно сопроводить анализом.

Будем безмерно рады, если вся эта информация вам пригодится, и вы создадите качественный проект с грамотным описанием и анализом результатов исследования. Если же ваше время слишком ограничено, лучше поручить работу опытным специалистам из сервиса студенческой помощи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector