39 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Диагностика сформированности знаний у младших школьников о зож

Диагностика уровня знаний младших школьников о ценностном отношении к здоровью Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Неустроева Милидора Изотовна

Рассмотрены теоретические основы ценностного отношения к здоровью детей младшего школьного возраста. В практической части определяется уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни, предлагается программа по формированию ценностного отношения к здоровью .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Неустроева Милидора Изотовна

Текст научной работы на тему «Диагностика уровня знаний младших школьников о ценностном отношении к здоровью»

Диагностика уровня знаний младших школьников о ценностном отношении к

здоровью Неустроева М. И.

Неустроева Милидора Изотовна / Neustroeva Milidora Izotovna — студент, кафедра начального образования,

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: рассмотрены теоретические основы ценностного отношения к здоровью детей младшего школьного возраста. В практической части определяется уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни, предлагается программа по формированию ценностного отношения к здоровью.

Ключевые слова: здоровье, здоровье человека, формирование здорового образа жизни, ценностное отношение к здоровью, младший школьник.

Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. Это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие. Перед школой сегодня стоит задача не только обучения, но и воспитания ценностного отношения к своему здоровью, поскольку только здоровый ребенок способен успешно освоить школьную программу.

Проблемой нашего исследования является определение уровня знаний младших школьников о здоровье. Диагностика проводилась в 2015-2016 учебном году во 2-ом классе Ожулунской средней школы Чурапчинского района. С целью получения информации об изучаемой проблеме была использована анкета Ю. В. Науменко [1]. Вопросы направлены на выявление представлений детей о ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношения к физическим упражнениям.

По результатам анкеты следует отметить, что понятие здорового образа жизни у большинства младших школьников связано с понятием «спорт» (69 %) и «правильное питание» (19 %), остальные 12 % отождествляют здоровый образ жизни с соблюдением режима дня, полноценным сном и ежедневными прогулками. На основе полученных данных можно судить о том, что учащиеся имеют определенные представления о ЗОЖ и знакомы лишь с некоторыми его компонентами.

Относительно состояния здоровья выявлено следующее: 68 % школьников считает свое здоровье отличным, что указывает на отсутствие заболеваний и, соответственно, отсутствие пропусков учебных занятий по причине болезни; 30 % отмечают свое здоровье недостаточно крепким, потому как болеют, но не столь часто, и пропускают занятия раз в один—два месяца и реже, 2 % еженедельно вынуждены отсутствовать в образовательном учреждении по причине болезни.

Занятиям спортом младшие школьники уделяют особое внимание, так, из ответов видно, что 62 % учеников занимаются в школьных секциях. Уроки физкультуры посещают с положительным настроем и занимаются с полной отдачей 84 % учащихся, 60 % регулярно выполняют дома утреннюю зарядку. После учебного дня чувство усталости присутствует у 82 % учащихся, что может свидетельствовать об избытке получаемой информации в школе, чрезмерной двигательной активности или ее отсутствии во время перемен, на уроках физической культуры и других занятиях, неполноценном питании, сне и т. д.

Для выявления уровня сформированности знаний о компонентах здорового образа жизни и определения ценности ЗОЖ была использована анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (М. В. Гребнева) [2]. Анализ результатов анкеты показал, что высокий уровень знаний правил пользования средствами гигиены имеют 62 % учащихся. Высокая осведомленность о правилах организации режима питания отмечается у 87 % школьников. С основными правилами гигиены хорошо знакомы 66 %, а правилами оказания первой помощи владеют 25%.

Высокую ценность здоровья выбрали в иерархии других общечеловеческих ценностей лишь 15 %. В данный перечень входили такие ответы, как «много знать и уметь», «быть здоровым», «быть самостоятельным» и «жить в счастливой семье». Для 73 % младших школьников ценность здоровья не является наивысшей, а остальные не считают ее главной в своей жизни.

Правильно организованный режим дня — одно из важнейших условий здорового образа жизни, и по результатам анкеты требованиям ЗОЖ соответствует распорядок дня у 30 % ребят, у которых ежедневно присутствует утренняя зарядка, завтрак, обед и ужин, сон не менее 8 часов, занятия спортом. У 70 % наблюдается недостаточное соответствие правильному режиму дня, в основном отсутствуют ежедневная утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе, полноценный сон.

В последнее время в образовательных учреждениях проводятся различные мероприятия, направленные на формирование знаний о здоровом образе жизни: классные часы, лекции о здоровье, экскурсии и т. д. Значимость мероприятий, проводимых в школе для формирования ЗОЖ, высока для половины младших школьников. Особый интерес составляют спортивные соревнования, викторины, конкурсы, игры и показ фильмов на тему здорового образа жизни. Для 37 % организованные занятия не представляют особой важности.

В конечном подсчете баллов по всем показателям результат получился следующим: у 9 % учеников сформирован высокий уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Эти учащиеся осознают важность выполнения и соблюдения требований здорового образа жизни, придерживаются их, имеют высокие знания в области укрепления и сохранения своего здоровья. У 51 % — достаточный уровень представлений о здоровом образе жизни, но знания, тем не менее, ограничены, не конкретны, а ценность здоровья сохраняется, но может смещаться и на второй план. Настораживает то, что 40 % школьников имеют недостаточный уровень представления о здоровом образе жизни, их знания поверхностны, искажены либо не сформированы, а ценность здоровья не определена или занимает последние места в структуре ценностей.

Таким образом, результаты проведенных методик свидетельствуют о том, что уровень знаний младших школьников о здоровье и здоровом образе сформирован не полностью. В связи с этим рекомендуется проведение внеучебной работы по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

1. Науменко Ю. В. Анкета «Уровень сформированности знаний о ЗОЖ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.findsmarter.ru.

2. Гребнева М. В. Анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни». Электронный ресурс]. Режим доступа: schule1277.ru/pages/docs/zozh/gs/monitoring2010.doc

3. Акимова М. К., Козлова В. Т. Обучаемость и здоровье школьника / М. К. Акимова, В. Т. Козлова // Школа здоровья. — 1996. — Т. 2. — № 2. — 21-31 с.

4. Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников / Н. А. Ананьева, Ю. А. Ямпольская // Вестник РАМН. — 1993. — № 5. — 19-24 с.

5. Горцев Г. Я. Энциклопедия здорового образа жизни. — М.: Вече. 2001. — 461 с.

Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования здорового образа жизни у младших школьников

Диагностика сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ

Основными критериями сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ выступили:

1. Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.

2. Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.

3. Овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.

4. Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно — популярной литературы для детей, радио, телевидения, Интернета.

5. Проявление потребности в выполнении санитарно — гигиенических норм.

Дипломная работа, цель которой выявить и экспериментально обосновать условия, при которых метод проекта будет являться средством формирования знаний о здоровом образе жизни у обучающихся, включает в себя ряд этапов:

1 этап — констатирующий эксперимент.

Цель: выявление уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни у обучающихся на начало эксперимента.

2 этап — формирующий эксперимент.

Цель: создание условий для формирования знаний о здоровом образе жизни у обучающихся на уроках физической культуры через использование метода проектов.

Использование метода проектов на уроках физической культуры будет эффективным, если:

— Использовать различный материал (журналы, периодическая печать, интернет и т.д.).

— Ориентироваться на уровень физической подготовленности школьников.

— Применять разные формы проектов.

— При формулировании темы проекта учитывать жизненный опыт обучающихся.

3 этап — контрольный эксперимент.

Цель: выявление уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни у обучающихся на окончание эксперимента.

Для проведения исследования мы решили выбрать школу № 15 г. Махачкала 3 класс «А», в котором 12 человек. Из них 5 мальчиков и 7 девочек. Анализ условий формирования знаний о здоровом образе жизни у обучающихся целесообразно начинать с анкетирования.

Для изучения условий формирования знаний о здоровом образе жизни у обучающихся была использована анкета, составленная из прямых вопросов.

Процедура анкетирования состояла в следующем: перед началом эксперимента каждый обучающийся готовил бланк, где указывал дату заполнения, свой класс и фамилию, а затем вписывал в бланк номера вопросов анкеты. После этого обучающиеся записывали свой ответ рядом с порядковым номером соответствующего вопроса анкеты.

Анализ результатов, полученных при помощи анкетирования состоит в следующем:

ответ «а» — свидетельствует о высоком уровне сформированности знаний о здоровом образе жизни;

ответ «б» — о среднем уровне сформированности знаний о здоровом образе жизни;

ответ «в» — о низком уровне сформированности знаний о здоровом образе жизни.

Для определения уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни у обучающихся были определены следующие критерии:

1. Для высокого уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни характерно то, что ученик знает, как рационально питаться, о содержании необходимого количества белков, жиров и углеводов; о видах вредных привычек и пагубном влиянии их. Знает, что необходимо соблюдать режим дня, заниматься разными видами спорта, утром делать гимнастику, прогуливаться по вечерам. Имеет знания о том, что нужно внимательно относиться к своему здоровью, ежегодно обследоваться у врача, делать прививки для профилактики заболеваний.

2. Для среднего уровня характерно: знание о рациональном питании, о содержании необходимого количества белков, жиров и углеводов; о вредных привычках и их влияние на организм, соблюдении режима дня. Он плохо знает о занятие спортом и, какие виды спорта более полезные. Имеет не достаточно прочные знания о том, что необходимо заботиться о своем здоровье и поддерживать его. Имеет не достаточные знания о том, что нужно внимательно относиться к своему здоровью, ежегодно обследоваться у врача, делать прививки для профилактики заболеваний.

Читать еще:  Динамическое узи в гинекологии

3. Для низкого уровня характерно: школьник не имеет знаний о рациональном питании, о содержании необходимого количества белков, жиров и углеводов; о пагубном влиянии вредных привычек, о режиме дня, о необходимости занятием спортом и физической культурой, о заботе и сохранении своего здоровья. Имеет очень плохие знания о том, что нужно внимательно относиться к своему здоровью, ежегодно обследоваться у врача, делать прививки для профилактики заболеваний.

При анализе ответов школьников 3 «А» класса на вопросы анкеты были установлены следующие результаты:

25% обучающихся высокий уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни (3 человека);

42% обучающихся имеют средний уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни (5 человек);

33% обучающихся с низким уровнем сформированности знаний о здоровом образе жизни (4 человека).

Педагогический опыт показывает, использование метода проектов позволяет ученикам проявлять самостоятельность, активность, творчество, и применять свои знания на практике. Обучающиеся хорошо усваивают знания, которые они получили из дополнительных источников.

Исходя из гипотезы дипломной работы, проводился формирующий эксперимент, цель которого создание ряда условий, при которых метод проектов будет являться средством формирования знаний о здоровом образе жизни у обучающихся.

Опираясь на эти условия, нами были использованы разные формы проектов, например, такие как: мультимедийный продукт, коллаж, стенгазета, памятка.

В ходе выполнения проектов ученики использовали дополнительный материал:

· медицинскую литературу «Рациональное питание», «Режим дня школьника», «Витамины для здоровья ребенка»;

· журнал «Всё о спорте».

Мы определили следующие темы для проектов: „Здоровье», „Спорт», „Здоровая еда», „Здоровье = Жизнь». Так, при выполнении проекта по теме „Спорт» работа была организована следующим образом. Ученики разделились на три микрогруппы по четыре человека.

Первая микрогруппа выбрала форму проекта — стенгазета („Спорт = Жизнь»). Вторая — мультимедийный продукт, третья — коллаж („Спорт»).

После выбора тем и форм выполнения проектов обучающиеся подобрали нужный материал, который был обсужден с членами микрогруппы и позже отражен в проекте. Затем ученики стали продумывать творческое оформление своих проектов. Когда проекты были готовы, их презентовали. Нужно было не только красиво оформить, но и правильно презентовать свою работу. После показа и рассказа о содержании проекта каждая микрогруппа оценивала работу других. Проекты оценивались по следующим критериям:

1) эстетичный вид работы;

3) практическая значимость;

4) правильно подобранный материал;

5) презентация работы.

Метод проектов помог обучающимся узнать новую информацию о здоровье, спорте, режиме дня, рациональном питании, повысил интерес к физической культуре и спорту. Помог ученикам проявить самостоятельность, активность, творчество, познавательный интерес к изучаемому уроку. Обучающиеся не только могли работать по дополнительным источникам, но применять свои знания по данной теме.

Они научились искать, отбирать необходимую информацию из различных источников и обрабатывать ее; оформлять проект; презентовать и оценивать работы других учеников по определенному, продуманному алгоритму; высказывать свое мнение о проектах своей и других микрогрупп; аргументировать свое мнение, подтверждать свои мысли конкретными фактами.

Диагностика уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни

Опытно-экспериментальная работа проходила на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Верхнелюбажская средняя общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области. В исследовании принимали участие 14 учеников второго класса. Дети обучаются по программе «Школа России».

Для диагностики уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни мы использовали такие методики:

1. Анкета «Что ты знаешь о здоровом образе жизни?»

1 Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?

А) Нужно заниматься спортом

Б) Нужно закаляться

В) Есть фрукты, овощи

Г) Нужно не болеть

Д) Быть здоровым

2 Что ты знаешь о своем здоровье?

А) Мое здоровье: отличное

Б) Не очень хорошее: часто болит голова

3 Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят:

А) Ничего не беспокоит

Б) Постоянно болею

4 Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?

А) Пропусков нет

Б) Пропуски каждый месяц

В) Пропуски каждую неделю

5 Делаешь ли ты утром физическую зарядку?

6 Как ты занимаешься на уроках физкультуры?

А) С полной отдачей

Б) Лишь бы не ругали

7 Занимаешься ли ты спортом?

А) В спортивной школе

Б) В других учреждениях

В) В школьной секции

8 Чувствуешь ли усталость после уроков?

Г) Не очень устаю

Проанализировав полученные результаты, мы сделали следующие выводы:

Понятия о здоровом образе жизни у учеников отождествлено с понятием «здоровье», причем 43 % учеников считают, здоровый образ жизни — это «когда у тебя ничего не болит», т.е. не предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья, это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в содержание понятия «ЗОЖ». То же самое можно сказать и о 36 % учащихся, которые считают, что здоровый образ жизни — «нужно быть здоровым». Но 21 % учеников имеют элементарные представления о ЗОЖ, они называют некоторые компоненты здорового образа жизни — «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не систематизированы и фрагментарны.

Отношение к состоянию своего здоровья у учащихся не адекватное: 36% учащихся считают, что у них здоровье «отличное», 21 % учащихся считают свое здоровье «не очень хорошее» и лишь 20% считают, что у них здоровье «удовлетворительное». При этом 50% часто беспокоят вирусные заболевания (грипп, ОРЗ, насморк).

К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся положительно, но только 28,5 % детей занимаются спортом «с полной отдачей», кроме того, всего 21 % учеников ходят в различные кружки и спортивные секции (танцы, теннис).

Следовательно, только 21% детей склонны придерживаться ведущих принципов здорового образа жизни, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно, так всего лишь 28,5 % учеников делают по утрам зарядку каждый день, а 28,5 % — лишь иногда, также 46 % учащихся зарядку не делают совсем. Это говорит о том, что установка на самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства учеников исследуемого класса.

2. Методика «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья» (Н.С. Гаркуша)

1. Занимаетесь ли Вы:

а) в школьной спортивной секции;

б) в спортивной секции других учреждений;

в) чтением научной литературы о сохранении своего здоровья;

г) просмотром передач на тему здоровья;

д) употреблением витаминов;

е) чтением энциклопедий для юношей и девушек.

2. Как часто участвуете в спортивных мероприятиях, организуемых после уроков:

а) никогда не участвую;

в) раз или два в неделю;

г) три и более раз в неделю.

3. Какие у Вас отношения с окружающими людьми (родителями, друзьями, учителями):

а) полное взаимопонимание;

г) отсутствие взаимопонимания.

4. Для ведения здорового образа жизни Вы:

а) соблюдаете режим дня;

б) соблюдаете режим питания и употребляете витаминизированную пищу;

в) занимаетесь спортом;

г) делаете регулярно утреннюю зарядку;

д) не имеете вредных привычек.

5. Как Вы считаете, какие качества Вас характеризуют:

а) физическая сила и выносливость;

б) умственная работоспособность;

в) ум, сообразительность;

г) сила воли, выдержка, терпение и упорство;

д) объём знаний о здоровом образе жизни;

е) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;

ж) внимание и наблюдательность;

з) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремлённость);

и) умение организовать свой труд (организованность);

к) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

л) чуткость и отзывчивость к людям;

м) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других; н) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

о) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причёсываться и т.д;

п) умение беречь время;

р) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки.

За все выбранные утверждения в вопросах 1,5,6 – по 5 баллов, во 2 – 5 баллов за 4-е утверждение, в 3 – 5 баллов за 1-е утверждение, в 4 – по 5 баллов за 1-е, 2-е, 3-е утверждения. За все остальные варианты ответов баллы не начисляются.

Высокий уровень – 160-130 баллов – идеальный образ здорового человека, физически активного, укрепляющего здоровье самостоятельно, умеющего сотрудничать с окружающими в вопросах сохранения и укрепления здоровья, в совершенстве владеющего культурными нормами в сфере здоровья.

Средний уровень – 125 – 90 баллов – знания школьников о здоровом образе жизни не являются убеждениями, характерно эпизодическое овладение школьниками практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, готовность к сотрудничеству со взрослыми в вопросах здоровьесберегания.

Низкий уровень – ниже 85 баллов – отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивации к заботе о собственном здоровье; зачастую не выполняются элементарные правила гигиены, не проводятся оздоровительные процедуры.

Ответы детей в Приложении 1.

По результатам данной методики мы выяснили, что только 3 (21%) ученика имеют высокий уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни. Они заботятся о своем здоровье, знают правила участвуют в спортивных соревнованиях, ведут активный образ жизни, соблюдаются режим дня. 5 учеников (36 %) имеют средний уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни, а 6 учеников (43 %) имеют низкий уровень. Полученные данные говорят о необходимости проведения работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников.

Дата добавления: 2016-09-03 ; просмотров: 6028 | Нарушение авторских прав

Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования здорового образа жизни у младших школьников

Диагностика сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ

Основными критериями сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ выступили:

  • 1. Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.
  • 2. Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.
  • 3. Овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.
  • 4. Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно-популярной литературы для детей, радио, телевидения, Интернета.
  • 5. Проявление потребности в выполнении санитарно-гигиенических норм.

Занятия лучше проводить по подгруппам. В процессе проведения такого занятия педагог фиксирует решения диагностических задач каждым ребенком. При этом в основном, анализируется один-единственный показатель, а именно — степень самостоятельности выполнения задания:

высокий уровень — ребенок самостоятельно, без ошибок, справляется с заданием;

достаточный уровень — ребенок самостоятельно справляется с заданием, допуская ошибки;

средний уровень — ребенок выполняет задания с помощью взрослого;

низкий уровень — ребенок даже с помощью взрослого допускает ошибки в выполнении задания.

В процессе проведения констатирующего эксперимента с целью выявления уровня отношения к своему здоровью учащимися первых классов был предложен тест «Индекс отношения к здоровью», разработанный С. Дерябо, В. Ясвиным, кандидатами психологических наук МГППИ

Читать еще:  Где делают эндоскопические операции

Инструкция: Выразите степень значимости (важности) для вас различных составляющих вашей жизни (жизненных ценностей). Для этого выберите три наиболее важные и три наименее важные, с вашей точки зрения, ценности из предлагаемого списка: хорошие вещи, материальное благополучие, общение с природой, общение с друзьями и другими окружающими людьми, любовь (семейная жизнь), здоровье, здоровый образ жизни, любовь (семейная жизнь), труд (профессия, учеба, интересная работа), духовность (нравственность, саморазвитие).

Также были предложены анкета и тестовые задания по выявлению представлений учащихся о своем здоровье, способах его укрепления и поведении в различных ситуациях. Анкетирование и опросы проводились индивидуально, в присутствии родителей. Вопросы переформулировались с учетом возрастных особенностей первоклассников и задавались в понятной им форме.

В эксперименте приняли участие 20 учеников 1А класса (экспериментальная группа) и 20 учеников 1Б класса (контрольная группа) средней общеобразовательной школы №269 Кировского района Санкт-Петербурга.

Задание: «Выразите степень значимости (важности) для вас различных составляющих вашей жизни (жизненных ценностей)» — что для тебя важнее из перечисленного в твоей жизни?. Для этого выбери три самых важных и три самых неважных, с твоей точки зрения, ценности из предлагаемого списка: хорошие вещи, материальное благополучие (много денег), общение с природой, общение с друзьями и другими окружающими людьми, любовь (семейная жизнь), здоровье, здоровый образ жизни, труд (учеба), духовность (нравственность, саморазвитие).

Первое представление о знаниях учеников о своем здоровье было получено нами с помощью анкеты по оценке сформированности программы здорового образа жизни. (Приложение 2)

Результаты констатирующего эксперимента

Обработка и анализ результатов.

Первой ценности из трех, которые были названы в качестве наиболее важных, присваивается первый ранг, второй-второй, третьей-третий. Первой ценности из трех, которые были названы в качестве наименее важных, присваивается седьмой ранг, второй-шестой, третьей-пятый. Ценности, не вошедшей ни в первую, ни во вторую группу, присваивается четвертый ранг. Ранг, полученный такой ценностью, как «здоровье, здоровый образ жизни», является окончательным показателем. Если такая ценность получила у испытуемого первый или второй ранг, можно сделать вывод о том, что его отношение к здоровью является высоко доминантным (значимым); если третий, четвертый или пятый ранг — оно характеризуется средней доминантностью; если шестой или седьмой — ему свойственна низкая доминантность отношения к здоровью.

По итогам проведения теста «Индекс отношения к здоровью» были получены следующие результаты (Приложение 3, диаграмма 1 и диаграмма 2): большинство учеников и экспериментальной, и контрольной группы отнесли «Здоровье» к наименее значимым ценностям. Результаты исследования представлений о своем здоровье занесены в таблице 2.

Обработка полученных результатов теста представлений о своем здоровье у школьников экспериментальной группы показала недостаточно осознанное отношение детей к формированию здорового образа жизни: 16 человек из 20 учащихся отметили, что не выполняют режим дня; 17 человек не используют закаливающие процедуры.

Но, как положительный момент в формировании здорового образа жизни, можно отметить, что учащиеся имеют достаточный по продолжительности сон — 13 человек, выполняют правила личной гигиены — 12 человек, ходят в школу с охотой — 11 человек.

Обработка полученных результатов у школьников контрольной группы также показала недостаточно осознанное отношение детей к формированию здорового образа жизни: 15 человек из 20 учащихся отметили, что не выполняют режим дня; 16 человек не используют закаливающие процедуры.

Достаточный по продолжительности сон — 10 человек, выполняют правила личной гигиены -12 человек, ходят в школу с охотой — 13 человек.

Результаты выполнения заданий на выявление знаний о здоровье — количество правильно ответивших детей представлены в таблице 3.

Диагностики и методики для выявления отношения младшего школьника к ЗОЖ
материал по зож по теме

Здравствуйте, дорогие гости! Предлагаю Вашему вниманию диагностика как выявить в детском коллективе преобладание отношения к здоровью как к ценности в качестве ценностного отношения к здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
metodika.docx17.6 КБ
diagnostika.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Знания о здоровье».

Цель: изучить уровень информированности младших школьников о здоровье и ЗОЖ.

Организация: учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, отметив знаком «+» те варианты ответов, которые, по их мнению, являются наиболее точными (один, несколько или все).

1. Что такое здоровье?

а) отсутствие болезней;

б) способность работать долгое время без усталости;

в) стремление быть лучше всех;

г) хорошее настроение;

2. Почему важно соблюдать режим дня?

а) чтобы все успевать;

б) чтобы быть здоровым;

в) чтобы меньше уставать;

г) чтобы не ругали родители;

3. Какие из перечисленных правил являются правилами личной гигиены?

а) мыть руки, вернувшись с улицы, после посещения туалета, перед едой;

б) чистить зубы два раза в день;

в) своевременно подстригать ногти;

г) следить за порядком в доме;

4.Для чего нужно закаляться?

а) чтобы укрепить здоровье;

б) чтобы все завидовали;

в) чтобы не боятся холода и жары;

г) чтобы тренировать силу воли;

5. Что значит «питаться правильно»?

а) есть все, что нравится;

б) есть в одно и то же время;

в) есть не менее 4 раз в день;

г) есть полезную для здоровья пищу;

6. Почему нужно больше двигаться?

а) чтобы быть выносливым, ловким;

б) чтобы быть быстрее всех;

в) чтобы хорошо себя чувствовать;

г) чтобы не болеть;

Обработка данных: за выбор правильного варианта ответа на вопрос (кроме вариантов 1в, 2г, 3г, 4б, 5а, 6б) учащиеся получают 1 балл. Сумма набранных баллов характеризует уровень знаний о ЗОЖ.

0-4 балла – низкий уровень. Слабая ориентировка в вопросах сохранения и поддержания здоровья, знания отрывочные и бессистемные.

5-9 баллов – средний уровень. Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.

10-14 баллов – приемлемый уровень. Хорошая ориентировка в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.

15-18 баллов – высокий уровень. Необходимый объем и глубина знаний и представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.

2. Методика «Мое здоровье».

Цель: определить круг умений и навыков ЗОЖ младших школьников.

Организация: учащимся необходимо из предложенных вариантов ответов подчеркнуть один или несколько, которые для них наиболее верны.

1. Кто может позаботиться о твоем здоровье лучше?

а) я сам; б) родители; в) врачи;

2. Как часто ты заботишься о своем здоровье?

а) ежедневно; б) только, когда напомнят родители; в) никогда;

3. Часто ли ты гуляешь на улице?

а) каждый день; б) иногда; в) не гуляю (гуляю редко);

4. Выполняешь ли ты гигиенические процедуры без напоминания взрослых?

а) чищу зубы; б)мою руки (ноги и т.д.); в)принимаю душ (ванну);

5. Выполняешь ли ты режим дня?

а) всегда; б) изредка; в) не выполняю;

6. Как ты ведешь себя во время болезни кого – ни будь из членов семьи?

а) забочусь о больном, беру на себя некоторые обязанности по дому;

б) сострадаю, но ничем помочь не могу

в) веду себя так же, как всегда.

Оработка данных: проводится качественный анализ результатов. О сформированности умений и навыков ЗОЖ судят по характеру выборов учащихся. Наиболее предпочтительными являются те из них, которые свидетельствуют о высокой здравосозидательной активности ребенка.

3. Методика «Гигиенические навыки».

Цель: выявить степень сформированности у младших школьников навыков гигиенического поведения (мытье рук).

Организация: перед тем, как класс пойдет обедать в школьную столовую, учитель напоминает детям: «Не забудьте вымыть руки».

В течении недели учитель ведет наблюдение за качеством выполнения каждым из детей гигиенической процедуры по следующим показателям: использование мыла, мытье не только ладоней, но и тыльной поверхности кисти, вытирание рук полотенцем (салфеткой) насухо.

Обработка данных: данные фиксируются в таблице произвольной формы. На основе показателей качества деятельности делается вывод о степени сформированности навыков гигиенического поведения у младших школьников.

4. Методика «Ценностные ориентации».

Цель: выявить место здоровья в системе ценностных ориентаций младших школьников.

Организация: ученикам предлагается проранжировать предложенные варианты ценностей исходя из их личной значимости.

Здоровье (отсутствие болезней, хорошее настроение).

Благополучие в семье (Любовь, взаимопонимание, достаток и др.).

Материальная обеспеченность (много денег, хорошая одежда и др.).

Счастье других (хорошее отношения между людьми, забота о близких, окружающих людях и др.).

Красота природы, искусства (переживание прекрасного).

Обработка данных: проводится анализ результатов ранжирования; делается вывод о месте здоровья в системе ценностных ориентаций учащихся.

Предварительный просмотр:

Экспресс-диагностика представлений о ценности здоровья учащихся 4-х классов

Инструкция для педагога

Из приведенных далее десяти утверждений о здоровье нужно выбрать (отметить кружком номер) четыре, которые учащийся сочтет наиболее подходящими. Важно объяснить детям, что все утверждения правильные, поэтому проверяется не знание правильного ответа, а отношение к здоровью, как явлению человеческой жизни.

1.Мы здоровы, потому что ведем здоровый образ жизни (двигаемся, правильно питаемся).

2.Мы здоровы, если нам повезло: наш организм сильный от природы и может сам защитить себя.

3.Здровье – это жизнь без вредных привычек (табака, спиртного, наркотиков, переедания и др.).

4.Мы здоровы, потому что умеем отдыхать и расслабляться после учебной и физической нагрузки.

5.Здоровье зависит от врачей и уровня развития медицины.

6.Здоровье зависит, главным образом, от личной гигиены (соблюдения режима дня, привычки чистить зубы и т.п.).

7.Когда человек здоров, он хорошо учиться и работает, не волнуется и не болеет. Учеба и здоровье зависят друг от друга.

8.Чтобы быть здоровым, надо таким родиться. Здоровье зависит от удачи и от здоровья наших родителей, а мы получаем его по наследству.

9.Если есть хорошая квартира, высокая зарплата, удобный график работы, чистая окружающая среда, то есть и здоровье.

10.Человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя, постоянно стремится к лучшему.

Выявление уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников

База исследования: МБОУ «ОЦ № 11» г. Череповца, 3 «А» класс в количестве 24 человек. Учитель: Чеп Надежда Мироновна.

Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень сформированности здорового образа жизни у младших школьников.

Соответственно данной цели нами были поставлены следующие задачи констатирующего эксперимента:

1)сформулировать критерии и показатели, и на их основе дать характеристику уровням сформированности здорового образа жизни у младших школьников;

2)в соответствии с критериями и показателями подобрать и провести методики, позволяющие выявить уровень сформированности здорового образа жизни у младших школьников;

3)проанализировать результаты по каждому критерию сформированности здорового образа жизни у младших школьников и определить общий уровень.

На основе анализа психолого — педагогической литературы мы выделили критерии и показатели сформированности здорового образа у младших школьников, представленные в таблице (см. Таблицу 2).

Критерии, показатели, методики изучения сформированности здорового образа жизни у младших школьников

КритерииПоказателиМетодики
Когнитивныйналичие определенных знаний, относительно здорового образа жизни; понимание различных сторон знаний о здоровье: гигиенические требования и нормы, основы правильного питания, режим труда и отдыха, двигательная активность и т.д.Методика 1. Анкета «Знания о здоровье и здоровом образе жизни»
Мотивационно — потребностныйПоложение ценности «здоровье» в системе ценностей ребенка.Методика 2. Анкета «Ценностные ориентации»
Деятельностныйналичие деятельности по осуществлению здорового образа жизни.Методика 3. Анкета «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях» (Н. С. Гаркуша)

На основе данных критериев и показателей нами были выделены следующие уровни сформированности здорового образа жизни у младших школьников:

Высокий (36 – 29 баллов) —младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни; в системе ценностей ценность «здоровье» занимает ведущее место; младший школьник является активным участником мероприятий оздоровительной направленности.

Средний (28 — 18) —младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни не в полном объеме, знает о некоторых правилах личной гигиены, режима организации питания; в системе ценностей ценность «здоровье» занимает промежуточное положение; младший школьник является участником большинства мероприятий оздоровительной направленности.

Низкий (менее 18) —знания основ здорового образа жизни отсутствуют или фрагментарны; ценность «здоровье» занимает последнее место в системе ценностей; младший школьник не участвует или редко участвует в мероприятиях оздоровительной направленности.

Для выявления уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников были использованы следующие методики: анкета «Знания о здоровье и здоровом образе жизни», анкета «Ценностные ориентации» и анкета «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях».

Методика 1 «Знания о здоровье и здоровом образе жизни»

Цель: изучить уровень информированности младших школьников о здоровье и здоровом образе жизни.

Оборудование:листочки с анкетой для учащихся, ручка.

Инструкция: «Ребята, отметьте знаком «+» те варианты ответов, которые, по вашему мнению, являются наиболее точными (один, несколько или все)».

Содержание методики: представлено в приложении (см. Приложение 1)

Уровни оценивания:

Высокий уровень (15-18 баллов) – необходимый объем и глубина знаний и представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.

Средний уровень (10-14 баллов) – хорошая ориентировка в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.

.Низкий уровень (4-9 баллов) – Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.

Обработка результатов:

В методике принимало участие 24 человека.

При проведении методики были получены следующие результаты:

Высокий уровень – 13 % (3 человека)

Средний уровень — 54 % (13 человек)

Низкий уровень — 33 % (8 человек)

Результаты по методике представлены в приложении (см. Приложение 2), работы детей в приложении (см. Приложение 3).

В обобщенном виде результаты изучения осведомленности младших школьников о здоровье и здоровом образе жизни представлены в таблице (см. Таблицу 3).

Уровни осведомленности младших школьников о здоровье и ЗОЖ

УровеньКоличество учащихся
Абсолютное число%
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Процентное соотношение уровней осведомленности младших школьников о здоровье и ЗОЖ представлено на диаграмме (см. Рисунок 1).

Рис. 1 Диаграмма уровней осведомленности младших школьников о здоровье и ЗОЖ

В ходе констатирующего эксперимента выявлено, что большинство учеников имеют средний уровень осведомленности о здоровье и ЗОЖ, что составляет 54%. Ученики хорошо ориентируются в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.

13% учеников имеют высокий уровень осведомленности о здоровье и ЗОЖ.

На низком уровне находится 33 % обучающихся класса. Знания у детей о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.

Например, Дарья К., которую можно отнести к представителям с высоким уровнем осведомленности о здоровье и здоровом образе, дала 16 правильных ответов на вопросы анкеты. Матвей Б. дал 6 правильных ответов на вопросы, что говорит о низком уровне осведомленности о здоровье и здоровом образе жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей имеют средний уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ.

Методика 2 «Ценностные ориентации»

Цель:выявить место здоровья в системе ценностных ориентаций младших школьников.

Оборудование:листочки с анкетой для учащихся, ручка.

Инструкция: «Ребята, подпишите вверху листочка имя и фамилию. Внимательно прочитайте вопросы и расположите данные словосочетания/слова в последовательности от 1 до 5: 1 – это для меня очень значимо, 5 – это для меня имеет наименьшее значение».

Содержание методики: представлено в приложении (см. Приложение 4).

Уровни оценивания:проводится анализ результатов ранжирования; делается вывод о месте здоровья в системе ценностных ориентаций учащихся.

Высокий уровень (4-5 баллов) – ценность здоровья занимает ведущее место в системе ценностей ребенка.

Средний уровень (3 балла) – ценность здоровья занимает среднее положение в системе ценностей младшего школьника.

Низкий уровень (1-2 балла)– в системе ценностей ценность «здоровье» занимает последнее место.

Обработка результатов:

В методике принимало участие 24 человека.

При проведении методики были получены следующие результаты:

Высокий уровень – 66 % (15 человек)

Средний уровень — 17% (4 человека)

Низкий уровень — 17% (4 человека)

Результаты по методике представлены в приложении (см. Приложение 2), работы детей в приложении (см. Приложение 5).

В обобщенном виде результаты изучения места здоровья в системе ценностей у младших школьников отображены в таблице (см. Таблицу 4).

Уровни места здоровья в системе ценностей

УровеньКоличество учащихся
Абсолютное число%
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Процентное соотношение уровней места здоровья в системе ценностей представлено на диаграмме (см. Рисунок 2).

Рис. 2 Диаграмма уровней места здоровья в системе ценностей

В результате проведения методики 2 выявлено, что у большинства учеников здоровье занимает ведущее место в системе ценностей, что составляет 66%.

У 17% учеников ценность « здоровье» занимает промежуточное положение в системе ценностей.

Низкий уровень места здоровья в системе ценностей имеют 17% учеников класса.

Например, Катя К. отводит ведущее место ценности «здоровье» из представленного перечня. Это позволяет сделать вывод о том, что данный ученик находится на высоком уровне.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у более половины класса в системе ценностей ведущее место занимает ценность «здоровье».

Методика 3 «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях» (Н. С. Гаркуша)

Цель:выявить наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни.

Оборудование:листочки с анкетой для учащихся, ручка.

Инструкция: «Ребята, подпишите вверху листочка имя и фамилию. Внимательно прочитайте вопросы и отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни».

Содержание методики: представлено в приложении (см. Приложение 6).

Высокий уровень (13 – 10 баллов) – наличие физической и творческой активности детей как элемента стиля жизни, то есть целеустремленная деятельность школьника для укрепления здоровья, развития физического потенциала и достижения физического совершенства, для эффективной реализации своих задатков с учётом личностной мотивации и социальных потребностей.

Средний уровень (9 – 6 баллов) – недостаточная активность в мероприятиях здоровьесберегающей направленности вследствие отсутствия в должной степени мотивации на ведение здорового образа жизни.

Низкий уровень (менее 6 баллов) – отсутствует потребность ведения здорового образа жизни, проявляется пассивность в самосовершенствовании и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека.

Обработка результатов:

В методике принимало участие 24 человека.

При проведении методики были получены следующие результаты:

Высокий уровень – 33% (8 человек)

Средний уровень — 42 % (10 человек)

Низкий уровень — 25% (6 человека)

Результаты по методике представлены в приложении (см. Приложение 2), работы детей в приложении (см. Приложениие7).

В обобщенном виде результаты по установлению наличия деятельности младшего школьника по осуществлению здорового образа жизни отображены в таблице (см. Таблицу 5).

Уровни деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ

УровеньКоличество учащихся
Абсолютное число%
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Процентное соотношение уровней деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ представлено на диаграмме (см. Рисунок 3).

Рис. 3 Диаграмма уровней деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ

В результате проведения методики 3 выявлено, что большинство учеников имеют средний уровень деятельности по осуществлению ЗОЖ, что составляет 42%.

Например, Дарья Кузн., которую можно отнести к представителям с высоким уровнем деятельности, активно принимает участи во всех мероприятиях. А Артем М., показавший низкий уровень деятельности, неактивно участвует в данных мероприятиях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в классе преобладает средний уровень деятельности по осуществлению ЗОЖ.

Анализ результатов трех методик позволил выявить уровень сформированности ЗОЖ у младших школьников (см. приложение 2).

В обобщенном виде результаты по установлению уровня сформированности ЗОЖ у младших школьников отображены в таблице (см. Таблицу 6).

Уровни сформированности ЗОЖ у младшего школьника

УровеньКоличество учащихся
Абсолютное число%
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Процентное соотношение уровней сформированности ЗОЖ представлено на диаграмме (см. Рисунок 4).

Рис. 4 Диаграмма уровней сформированности ЗОЖ у младших школьников

Данные диаграммы позволяют сделать вывод, что большинство учеников в классе имеют средний уровень сформированностиности ЗОЖ. Это составляет 71%. Это даёт право предполагать, что учащиеся не в полном объёме владеют правилами ведения здорового образа жизни, а также не испытывают высокую потребность к ЗОЖ, 13% учащихся находится на высоком уровне сформированности ЗОЖ. Такие ученики знают правила ведения ЗОЖ, активно принимают участие в оздоровительных и здоровьесберегающих мероприятиях. На низком уровне находится 16% учеников, можно сделать вывод, что учащиеся не проявляют активности по ведению ЗОЖ, а также не владеют правилами ЗОЖ.

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента с учетом выделенных критериев и показателей, подобранных методик, нам удалось выявить исходный уровень сформированности ЗОЖ у учеников 3 «А» класса. Большинство учеников (71 %) имеют средний уровень, 13% учащихся находятся на высоком уровне и 16% на низком.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector