0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ результатов исследования

Анализ результатов исследования

Результаты обследования мотивации достижения успеха опросником А. Мехрабиана «Мотивация достижения» с учётом профессионально-должностных особенностей испытуемых нашли своё отражение в таблице «Профессионально-должностная специфика мотивации достижения успеха» (Таблица 1). На данном этапе исследовано было продиагностировано 69 чел.

Таблица 1. Профессионально-должностная специфика мотивации достижения успеха

Профессионально-должностной статусРаспределение показателей мотивации достижения успеха, в % (п= 69)
Высокий показательСредний показательНизкий показатель
Менеджеры11,684,44,0
Исполнители10,058,931,1

Анализ результатов показал, что у менеджеров наиболее распространён средний показатель мотивации достижения успеха (85%), высокий показатель обнаружен у десятой части выборки (11%) и практически отсутствует низкий показатель (4%).

У исполнителей высокий показатель также обнаружился приблизительно у десятой части выборки (10%), средний показатель относится приблизительной к половине выборки (58,9%), низкий показатель был отмечен среди трети обследуемых (31,1%).

Обращает на себя внимание то, что наибольшее число низких показателей мотивации достижения успеха было обнаружено среди испытуемых в статусе исполнителя (31,1%), в отличие от менеджеров (4%). Использование критерия φ* — угловое преобразование Фишера показало, что отличие между менеджерами и исполнителями распределений низких показателей мотивации достижения успеха статистически достоверно (p

ШкалаВысокая мотивация (n=8)Низкая мотивация (n=29)
НСВНСВ
Невротичность37,550,012,50,096,63,4
Спонтанная агрессивность12,575,012,527,662,110,3
Депрессивность37,550,012,513,869,017,2
Раздражительность25,050,025,07,065,527,5
Общительность0,037,562,538,062,00,0
Уравновешенность25,062,512,541,458,60,0
Реактивная агрессивность37,562,50,027,669,03,1
Застенчивость87,512,50,03,475,820,8
Открытость0,012,587,555,244,80,0

Рис. 2. Личностный профиль респондентов с высокой и низкой мотивацией (медианные оценки в баллах шкал опросника FPI)

1 – Невротичность; 2 — Спонтанная агрессивность; 3 – Депрессивность; 4 – Раздражительность; 5 – Общительность; 6 – Уравновешенность; 7 — Реактивная агрессивность; 8 – Застенчивость; 9 — Открытость

Первая и вторая группы имеют небольшие различия между собой по большинству шкал. Приведенные данные свидетельствуют, что в обеих группах превалирует выраженный невротический синдром астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями, однако среди людей с низкой мотивацией данный показатель доминирующий (96,6%). Так же как высоко мотивированные (75%), так и низкомотивированные (62,1%) склоны к импульсивному поведению и аффективному реагированию (50% и 65,5%) соответственно.

Значимые различия прослеживаются по шкалам «общительность», «застенчивость» и «открытость». Испытуемых с низким уровнем мотивации отличает низкий уровень вербальной культуры, они более импульсивны и подвержены настроению, осторожны, испытывают трудности при принятии самостоятельных решений, имеют более низкий самоконтроль. Они более тревожны и утомляемы, менее уверенны в себе, в сложных ситуациях часто находятся в замешательстве, испытывают трудности при принятии решений, меняют свои планы.

В то время как в группе с высоким уровнем мотивации превалирует стремление к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности.

При помощи критерия корреляции Пирсона (табл. 3) было установлено, между уровнем мотивации к достижению успеха и такими личностными характеристиками как общительность и открытость.

Таблица 3. Корреляционная взаимосвязь между уровнем мотивации и личностными характеристиками по методике FPI

Шкалы FPIЗначение r-Пирсона
Невротичность0,252986294
Спонтанная агрессивность0,115680219
Депрессивность-0,298092635
Раздражительность-0,046419184
Общительность0,436028537
Уравновешенность0,336139867
Реактивная агрессивность-0,005797097
Застенчивость-0,620887688
Открытость0,700037879

Анализ t-критерия Стьюдента (табл. 4) показал, что чем ниже уровень мотивации достижения успеха, тем выше показатели по шкалам «общительность», «застенчивость», «открытость».

Таблица 4. Степень значимости различий между уровнем мотивации и личностными характеристиками по методике FPI

ШкалыЗначение t-критерия
Невротичность0,142837334
Спонтанная агрессивность0,066137157
Депрессивность0,109828976
Раздражительность0,146453402
Общительность3,0134
Уравновешенность0,279630809
Реактивная агрессивность0,459154854
Застенчивость5,108
Открытость7,329

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8944 — | 7246 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Описание, анализ и обработка результатов практического исследования

На нашем телеграм-канале много материалов посвящено написанию научных работ. В этой статье мы решили раскрыть тему формы представления практических результатов в курсовой работе.

Как мы уже знаем, курсовая работа должна содержать такой подраздел, как теоретические и практические результаты исследования. Давайте выясним, что это такое и как выполнять это задание.

Описание результатов работы (курсовой, практической и т.д.)

Описание результатов – это описание информации, полученной в процессе эмпирического исследования по разным методикам.

  • представление результатов практической работы в общем виде графиков, таблиц;
  • цитирование протоколов;
  • описание сложностей, которые возникали в ходе проведения исследования;
  • описание типичных проявлений исследуемого явления.

Например, в ходе написания курсовой на первом курсе обучения в математической обработке будет представлен подсчет средних значений и процентных соотношений.

Анализ результатов исследования

  • сравнение информации, полученной автором курсовой, с уже имеющимися в науке данными;
  • выявление психологических особенностей;
  • объяснение полученной информации с точки зрения современных научных психологических теорий из контекста цели исследования.

Не исключено, что в ходе анализа будет обнаружена противоречивая информация, полученная с помощью разных методов и методик. Например, если проводить опрос в ходе изучения агрессивности, будет видно, что его участники вовсе не агрессивны. Зато если проводить исследование методом наблюдения, тут агрессия начинает проявляется.

Задача автора исследования – как раз выявить такие противоречия и постараться их объяснить. Если вернуться к нашему примеру, ответ может крыться в том, что участники опроса могут не воспринимать себя агрессивными, но обладать таким поведением.

Оформление результатов практической и духовной деятельности

Научные и практические результаты исследования обычно представлены в виде таблиц, графиков, диаграмм (столбиковых, линейных и секторных) и схем.

Они приводятся внутри текста непосредственно в работе, а не в приложении. Если для этого мало места, то их следует размещать на странице, следующей за текстом, в котором они впервые упоминаются.

В случае слишком большого размера или объема графического материала, его помещают в приложениии. Тогда в тексте работы, где упоминаются результат практической деятельности, обязательно следует сделать ссылку.

При оформлении практического анализа результатов производственной практики или курсовой следует создавать смысловое название – такое имя, которое будет ясно читателю без необходимости прочитывать сопроводительный текст. Также стоит помнить про сквозную нумерацию, при которой таблицы нумеруются по одному порядку, рисунки – по другому.

Оформление таблиц

Таблицы в практическом применении результатов исследования должны подчиняться следующим правилам:

  1. Таблицы должны быть компактными, наглядными, легко обозримыми. Лучше создать несколько маленьких таблиц, чем одну огромную.
  2. Нумерацию указывают справа перед таблицей.
  3. В названиях строк и граф избегают лишних слов, а также сокращений (по возможности).
  4. Если отдельные графы повторяются или содержат одни и те же термины, несут одинаковый смысл, их указывают под одним заголовком.
  5. В таблицах всегда указывают единицы измерения числовых данных. Если они общие для всей таблицы, то их указывают в заголовке (через запятую от названия или в скобках). Если в таблице встречаются разные единицы, их прописывают в заголовке нужной графы или строки.
  6. В одной графе все цифры должны быть одинаково точны. Для этого можно округлить их до целого числа или 1-2 цифры после запятой.
  7. Одна клетка таблицы должна вмещать одно число.
  8. Таблица не должна содержать пустых клеток.
  9. Если в таблице есть примечания, их набирают шрифтом по размеру на 1-2 значения меньше.

Оформление рисунков

В отличие от таблиц, название рисунков помещают под ними. При этом всегда указываются единицы измерения и названия смысловых осей. Нужно приводить условные обозначения.

Если протоколы, рисунки, таблицы или другой графический материал сопровождается большим количеством текста, приводить все вместе следует в приложении. Так поступают с анкетами, рисунками испытуемых, изображениями эксперимента и пр.

Нумерация приложений стандартная. Например, «приложение №1» и далее по порядку. В этом случае ссылки на приложения с номерами нужно обязательно размещать в той части текста, где они должны были располагаться.

Любая приведенная в таблицах, графиках, рисунках и других материалах информация должна быть описана в основном тексте. Ее нужно сопроводить анализом.

Будем безмерно рады, если вся эта информация вам пригодится, и вы создадите качественный проект с грамотным описанием и анализом результатов исследования. Если же ваше время слишком ограничено, лучше поручить работу опытным специалистам из сервиса студенческой помощи.

Как проводить маркетинговые исследования: пошаговый процесс от определения проблемы до презентации результатов

Маркетинговое исследование включает несколько основных этапов:

  1. определение проблемы и постановка цели исследования;
  2. проведение предварительного исследования и формулирование гипотез;
  3. разработка дизайна (плана, схемы) исследования;
  4. анализ вторичной и сбор первичной информации;
  5. интерпретация данных и презентация результатов исследования.

Рассмотрим эти этапы.

1. Определение проблемы и постановка цели

Правильно идентифицированная проблема компании позволяет исследователю сфокусировать усилия именно на той информации, которая необходима для решения проблемы. Четкая постановка вопроса, на который должно ответить маркетинговое исследование, увеличивает скорость и точность исследовательского процесса.

Важно не путать симптомы проблемы с самой проблемой. Симптомы — это сигналы тревоги, сообщающие менеджменту о том, что у него есть проблема. Например, компания столкнулась с тем, что ее реклама не дает ожидаемых результатов. Причиной может быть неправильно определенная целевая группа, ошибка в выборе каналов коммуникации, в оценке конкурентной ситуации.

Аналитик-консультант должен разобрать ситуацию клиента для того, чтобы очертить проблему. Он должен выявить основной вопрос, на который должен ответить менеджмент компании, делая успешный выбор своих решений.

Логической отправной точкой в идентификации проблемы является оценка комплекса маркетинга компании и целевого рынка.Нужно определить текущие решения по маркетинговому комплексу и их адекватность сложившейся среде маркетинговой деятельности компании.

Возможно, эффективность рекламной деятельности упала потому, что на рынок вышел новый агрессивный конкурент. Тогда проблемы рекламы отходят на задний план, а основное внимание следует уделить проблеме эффективности маркетингового комплекса компании.

Определив проблему компании, необходимо сформулировать цель маркетингового исследования. Маркетинговое исследование должно помочь в решении проблемы компании, ответив на ключевой, или главный, вопрос разрешения проблемной ситуации. Цель исследования формулируется так, чтобы его результаты давали ответы на ключевой вопрос проблемной ситуации.

В нашем примере менеджмент компании должен ответить на вопрос: «Что мы должны делать в сложившейся конкурентной ситуации?» Соответственно, целью маркетингового исследования является анализ эффективности маркетингового комплекса компании и разработка рекомендаций его развития. Цель маркетингового исследования определяет масштаб и объем предполагаемых работ и, соответственно, детерминирует стоимость исследования.

2. Проведение предварительного исследования и формулирование гипотез

Наряду с разговорами с занятыми в компании, предварительное исследование может включать оценку формальных данных работы компании. Это может быть анализ продаж и прибыли самой компании, а также — конкурирующих продуктов.

Наиболее часто используемыми источниками внутренней информации являются данные о продажах, финансовая отчетность и анализ маркетинговых затрат. Анализ данных о продажах позволяет получить общую картину эффективности компании и найти нить,ведущую к решению проблемы. Анализ продаж готовится на основе счетов компании или компьютерной системы баз данных.

Предполагается сравнение фактических и ожидавшихся продаж по территориям, продуктам, потребителям, торговому персоналу. Может вестись анализ трансакций по методу продаж (личный контакт, телефон, Интернет), объемам продаж, типам потребителей. Анализ продаж — наименее дорогостоящий и наиболее важный источник маркетинговой информации, доступный компании.

Данные финансовой отчетности (отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет и др.) могут быть средством для идентификации финансовых вопросов, влияющих на маркетинг. Используя индексы, исследователь может сравнить результаты текущего и предыдущих лет в сравнении с отраслевым уровнем. Этот анализ может указать на возможные проблемы, однако специфические причины вариации показателей выявляются при более детальном исследовании.

Третий основной источник внутренней информации — это анализ маркетинговых затрат. Это затраты на продажи, рекламу, доставку и складирование. Они нужны для оценки прибыльности конкретных покупателей, территорий и продуктных линий.

Наиболее часто компании изучают размещение своих затрат по продуктам, потребителям, территориям. Маркетеры затем оценивают прибыльность конкретных потребителей и районов на основе продуцированных продаж и затрат на генерацию этих продаж.

В результате проведения предварительного исследования могут формулироваться гипотезы — предварительное объяснение событий или ситуации. Так, например, после изучения ситуации компании может быть выдвинута гипотеза — «низкий уровень продаж продуктов компании обусловлен, прежде всего, недостатком интеграции элементов комплекса маркетинга».

Не все маркетинговые исследования проверяют специфические гипотезы. Однако тщательно разработанное исследование может выиграть от разработки гипотез до начала сбора и обработки информации.

Читать еще:  Гинекологические анализы список

3. Разработка плана исследования

4. Сбор данных: вторичная и первичная информация

Однако неполнота, неполная адекватность задачам анализа, несвоевременность данных являются недостатком вторичной информации. Например, данные переписи населения содержат демографические характеристики жителей, однако не содержат сведений об их марочных предпочтениях.

Сбор первичной информации, как правило, дороже и длительнее по времени, однако в результате можно получить более ценную и детальную информацию. Выбор между вторичной и первичной информацией связан с затратами, валидностью и эффективностью этих вариантов. В действительности многие проекты маркетинговых исследований комбинируют вторичную и первичную информацию для получения полного ответа на маркетинговые вопросы.

Решения, принимаемые при планировании сбора первичной информации, показаны в табл. 1.

Таблица 1. Решения о сборе первичной информации

Методы сбора информацииМетоды контактаПлан выборкиИнструменты исследования
ОпросЛичныйЕдиница выборкиАнкета
НаблюдениеТелефонныйРазмер выборкиЭлектронно-механические
ЭкспериментИнтернет / ПочтаПроцедура выборки

Вся группа объектов (людей в данном случае), которые исследователи хотят изучить, называется популяция (population). Так, например, для политической кампании популяцию составляют все избиратели. Для исследования рынка йогуртов — все потребители йогурта.

Поскольку опросить всех потребителей невозможно, выбирается лишь часть всех потребителей, или образец, отражающий свойства всей группы. Этот образец называется выборкой. Выборка ( sample) — это часть исследуемой группы объектов (потребителей), выбранная для маркетингового исследования и представляющая всю группу. Выборка должна отражать целевой рынок, т. е. представлять его характеристики, или быть репрезентативной.

План выборки содержит ответы на три вопроса:

  1. Во-первых, это единица выборки ( sampling unit), т. е. кого нужно опрашивать. Исследователь должен определить, какая информация необходима и кто наиболее вероятно ею располагает. Так, например, если нужно исследовать поведение потребителей сотовых телефонов, стоит вопрос: кого опрашивать — студентов, бизнесменов, школьников, врачей, продавцов или всех их?
  2. Второй вопрос плана выборки — как много людей должно быть опрошено, или размер выборки ( sample size). Большие выборки дают более надежные результаты, чем малые. Однако для надежных результатов совсем необязательно опрашивать большинство людей популяции. Хорошо сформированная выборка, составляющая менее одного процента популяции, часто может дать хорошую надежность.
  3. Третий вопрос плана выборки: как выборка должна формироваться, или процедура выборки ( sampling procedure). Выборка может быть случайной, вероятностной ( probability sample), или неслучайной, невероятностной ( nonprobability sample). Случайная выборка дает каждому члену совокупности, или популяции, известный и одинаковый шанс быть выбранным, и ошибка выборки может быть измерена. Однако если случайная выборка слишком дорого обходится или требует слишком длительного времени, может использоваться неслучайная выборка. Хотя ошибка неслучайной выборки не может быть измерена. Метод выборки зависит от потребностей исследования. Нередко методы комбинируются.

После составления плана выборки принимается решение об инструментах исследования. Основные инструменты — опросный лист и электронно-механические средства. Опросный лист — традиционное средство сбора первичной информации: лично, по телефону или через Интернет. Нужно решить, какие вопросы задавать, в каком порядке их расположить.

Закрытые вопросы (с вариантами выбора) дают ответы, легко табулируемые и интерпретируемые. Открытые вопросы (со свободной формой ответа) более полезны в предварительном, разведывательном исследовании.

Первый вопрос листа должен пробуждать интерес респондента, а последний может быть наиболее трудным. Электронно-механические инструменты — сканеры, счетчики посещений веб-страниц считывают информацию автоматически.

Собранная информация должна быть подготовлена к последующему анализу — ведется поиск ошибок и их устранение. Так, например, анкеты с пропущенными ответами либо признаются недействительными и не используются в дальнейшем, либо дорабатываются с респондентами при повторном контакте, если это возможно.

5. Анализ, интерпретация данных и презентация результатов исследования

Статистический анализ позволяет описать состояние ответов (найти средние значения и отклонения ответов от средних величин), проверить истинность гипотез, найти связи между переменными анализа, делать прогнозы.

Интерпретация результатов статистического анализа помогает ответить на главные вопросы исследования. По результатам анализа исследователь формирует выводы и дает рекомендации; оформляет отчет и представляет его заказчику. Заказчик нередко хочет удостовериться, что исследования проведены должным образом, а также может желать получить дополнительные объяснения материалов отчета.

Заказчик может относиться к результатам предвзято и видеть в исследовании то, что он хочет или готов видеть, и не видеть того, что он не хочет или не готов принять. Поэтому отчет и презентация должны быть выполнены безукоризненно и при этом быть понятны заказчику, который, возможно, не настолько глубоко разбирается в статистике, как сам исследователь.

Если заказчик не знает статистической терминологии, необходимо представить результаты и на общепринятом языке. Менеджер-заказчик исследования и исследователь должны работать вместе над интерпретацией результатов и разделять ответственность за процесс исследования и вытекающие из него решения.

Для того чтобы получить именно необходимую информацию, менеджер — заказчик исследования должен:

  1. формулировать проблему компании при подготовке исследования и создать условия для сбора объективной информации внутри компании;
  2. просмотреть постановку проблемы исследователем и пересмотреть ее с исследователем до достижения согласия о том, какая информация должна быть получена и за какое время это нужно сделать;
  3. просматривать ход исследования и промежуточные результаты, а также настаивать на ясной трактовке результатов исследования.

Анализ результатов исследования

Общие результаты эмпирического исследования сформированности синдрома «эмоционального выгорания» психологов образовательной сферы представлены в таблице, в Приложении 1. Результаты диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко представлены на диаграмме 1.1.

Рис 1. Результаты исследования по методике «диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко».

Проанализировав данные, представленные в диаграмме 1.1, можно сделать вывод о том, что наиболее явными сформировавшимися симптомами эмоционального выгорания в группе испытуемых являются такие симптомы как: симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств», симптом неудовлетворенности собой и симптом «тревоги и депрессии» 44%.

Профессиональная неудовлетворённость распространяется и на другие сферы жизни: семья, друзья, знакомые, родственники. В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» – энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя. Когда психотравмирующие обстоятельства давят, и мы ничего не можем изменить, к нам приходит чувство беспомощности. Мы пытаемся что-либо сделать, сосредотачиваем все свои возможности – психические ресурсы: мышление, установки, смыслы, планы, цели. И если не находим выхода, наступает состояние интеллектуально-эмоционального ступора.

Эти симптомы перерастаю в тревожно-депрессивную симптоматику. Профессионал переживает личностную тревогу, разочарование в себе, в профессии или месте работы. Симптом «тревоги и депрессии» является крайней точкой в формировании I фазы «напряжения» при развитии эмоционального выгорания.

В группе испытуемых также преобладают три наиболее ярко выраженных симптома, находящихся в фазе формирования. К ним относятся: симптом «загнанности в клетку», симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» и симптом «расширения сферы экономии эмоций». Можно сделать вывод, что профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание подопечному, партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояние и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или наблюдатель фиксирует иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, т.е. переходит в плоскость нравственности.

Такие симптомы эмоционального выгорания проявляются вне профессиональной деятельности – дома, в общении с приятелями, знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, что вам не хочется общаться даже с близкими. На работе вы еще держитесь, а дома замыкаетесь или вообще «рычите» на супруга и детей.

Результаты диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко представлены на диаграмме 1.2.

Рис 2. Результаты исследования по методике «диагностика уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко».

Анализ полученных результатов, представленных на диаграмме 1.2, позволяет сделать следующие выводы: синдром эмоционального выгорания в фазе напряжения выявлен у 33% (3 человека) респондентов. Это свидетельствует о том, что они испытывают переживания психотравмирующих обстоятельств, у них накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания». В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, такие люди обычно испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» – энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя. Когда психотравмирующие обстоятельства давят, и мы ничего не можем изменить, к нам приходит чувство беспомощности. Мы пытаемся что-либо сделать, сосредотачиваем все свои возможности – психические ресурсы: мышление, установки, смыслы, планы, цели. И если не находим выхода, наступает состояние интеллектуально-эмоционального ступора. Симптом «загнанности в клетку» может перейти в тревожно-депрессивную симптоматику. Профессионал переживает личностную тревогу, разочарование в себе, в профессии или месте работы.

Синдром эмоционального выгорания в фазе резистенции выявлен у 22% (2 человека) испытуемых. Для них характерно неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, проявляются признаки начальной стадии депрессии, перенаправленность профессиональных обязанностей, высокий уровень тревожности и повышенная чувствительность к критике со стороны начальства и в быту. Профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание подопечному, партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояние и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или наблюдатель фиксирует иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, то есть переходит в плоскость нравственности.

Эмоционально-нравственная дезориентация является логическим продолжением неадекватного реагирования в отношениях с деловым партнером. Профессионал не только осознает, что не проявляет должного эмоционального отношения к своему подопечному, он еще и оправдывается: «таким людям нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться», «она еще и на шею сядет».

Подобные мысли и оценки говорят о том, что нравственные чувства работника остаются в стороне. Профессионал не имеет морального права делить подопечных на «хороших» и «плохих», на достойных и недостойных уважения. Истинный профессионализм – безоценочное отношение к людям, уважение к личности, какой бы она ни была, и выполнение своего профессионального долга.

Симптомы эмоционального выгорания проявляются вне профессиональной деятельности – дома, в общении с приятелями, знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, что вам не хочется общаться даже с близкими. На работе вы еще держитесь, а дома замыкаетесь или вообще «рычите» на супруга и детей. Кстати, именно домашние часто становятся «жертвой» эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания в фазе истощения выявлен также у 22% (2 человека) респондентов. Это говорит о том, что у таких работников наблюдается ощущение, что эмоционально он не может помогать своим клиентам, подопечным. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать. О том, что это ничто иное как эмоциональное выгорание, свидетельствует прошлое: раньше таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Появляется раздражительность, обиды, резкость, грубость.

Человек постепенно научается работать как бездушный автомат. Он почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций — наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Подопечный может быть глубоко травмирован проявленным к нему безразличием. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас». Проявляется не только на работе, но и вне сферы профессиональной деятельности.

Метастазы «выгорания» проникают в систему ценностей личности. Возникает антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана профессиональная работа с людьми.

Если с нравственностью у человека все нормально, он не может себе позволить «плевать» на людей, а «выгорание» продолжает нарастать – могут происходить отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о трудных больных, подопечных вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.

Таким образом, предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Показатель выраженности каждого симптома может говорить об отсутствии «выгорания», о начинающемся «выгорании», либо об имеющемся «выгорании». Методика также позволяет оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе.

Читать еще:  Выпадение матки лечение без операции

Рассмотрим результаты диагностики эмоционального выгорания (MBI). Адаптация Н. Е. Водопьяновой (К. Маслач и С. Джексон). Они представлены на диаграмме 2.1.

Рис 3. Результаты исследования по методике «диагностики эмоционального выгорания (MBI). Адаптация Н. Е. Водопьяновой (К. Маслач и С. Джексон)».

Из данных диаграммы мы видим, что у 44% (4 человека) испытуемых преобладает высокий уровень эмоционального истощения, которое выражается в чувстве эмоционального опустошения и утомления, происходящее в результате излишней рабочей нагрузки, эмоциональные ресурсы человека на исходе, он ощущает себя неспособным адекватно реагировать на психологическом уровне.

У 71,5% (7 человек) респондентов преобладает высокий уровень эмоционального выгорания по шкале деперсонализации. Деперсонализацией называют такое психическое состояние человека, при котором он перестает осознавать себя как цельную личность. Она словно разделяется на две части — наблюдающую и действующую. Наблюдающая часть воспринимает часть действующую как чуждую, отдельную от себя. То есть человеку кажется, что собственный голос, его мысли, чувства и тело принадлежат кому-то другому. При этом он не утрачивает чувство реальности и способен объективно оценивать обстановку.

Деперсонализацию личности можно отнести к психическим отклонениям тогда, когда она имеет стойкий характер и не проходит на протяжении довольно длительного времени. Диагноз ставится на основании ряда симптомов.

По шкале редукции личных достижений большинство респондентов 44% (4 человека) имеют средний уровень эмоционального выгорания.

Таким образом, методика диагностики эмоционального выгорания MBI предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений». О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «редукция персональных достижений » 33% (3 человека).

Итак, по результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы: эмоциональное выгорание в фазе напряжения сформировано у 33% (3 человека) испытуемых, в фазе резистенции и в фазе истощения у 22% испытуемых (2 человека). Также эмоциональное выгорание находится в стадии формирования у 55% (5 человек) респондентов в фазе напряжения, у 66% (6 человек) в фазе резистенции и у 33% (3 человека) в фазе истощения. Благоприятно то, что у большинства испытуемых 44% (4 человека) эмоциональное выгорание в последней фазе не сформировалось. О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» 44% (4 человека) и «деперсонализации» 75,5 (7 человек) и низкие – по шкале «редукция персональных достижений» 33% (3 человека). После проведения исследования, мы разработали следующие рекомендации для профилактики и устранения эмоционального выгорания у психологов образовательной сферы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Анализ результатов исследования

В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное и виктимное поведение и нередко деградацию и саморазрушение. Важность проблемы девиантного и виктимного поведения подростков обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников, имеющих отклонения в поведении и становящихся жертвами преступлений. Поэтому вопрос о предупреждении девиантно-виктимного поведения подростков – одно из ведущих направлений работы образовательных организаций.

Цель нашего исследования заключается в экспериментальной проверке эффективности модели по предупреждению девиантно-виктимного поведения подростков.

Материал и методы исследования

К подбору комплекса методов, выявляющих уровень проявления девиантно-виктимного поведения учащихся, мы исходили из системно-деятельностного подхода, который предполагает рассмотрение процессов и явлений в системе и взаимосвязи, а проявление какого-либо качества в деятельности.

Для диагностики уровня проявлений девиантного поведения подростков были использованы следующие методики: патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко [1]; опросник склонности к отклоняющемуся поведению (шкала Ю.В. Попова – Н.Я. Иванова) [2], методика диагностики уровня агрессивности Басса-Дарки [3]. При диагностике уровня проявлений виктимного — методики: методика исследования склонности к виктимному поведению, разработанная О.О. Андрониковой [4], методика «Недописанный тезис» [5], методика «Локус контроля» [6], методика оценки определения уровня сформированности умений и навыков безопасного поведения в различных ситуациях.

Результаты исследования и их обсуждение

На каждом этапе в зависимости от поставленных задач проводилось систематическое наблюдение за подростками в учебно-воспитательном процессе, что позволило выявить наличие знаний, умений решать поставленные задачи, тенденции в поведении. Важное место отводилось групповым и индивидуальным беседам, анкетированию, самоанализу действий и поступков, методу самооценки.

Выбор комплекса методов диагностики исходил из компонентов девиантно-виктимного поведения подростков, а именно: мотивационно-личностного, содержательного, поведенческого и рефлексивного. Совокупность покомпонентных результатов определила уровни проявлений девиантно-виктимного поведения подростков.

По результатам диагностики проведенной методики А.Е. Личко нами были выявлены типы акцентуаций характера.

У контрольной группы выявились следующие типы акцентуаций характера: 5 – гипертивных типа; 11 – эпилептоидных типа; 3 – неустойчивых типа; 5 – эпилептоидно-неустойчивых типов. У экспериментальной группы испытуемых проявились следующие типы акцентуаций характера: 6 – гипертивных типов; 12 – эпилептоидных типа; 3 – неустойчивых типа; 3 – эпилептоидно-неустойчивых типов.

Эпилептоидный тип проявился у 11-ти испытуемых из контрольной группы и у 12-ти учащихся из экспериментальной группы. Анализ суждений показал, что у большинства (18) бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим. По теме «отношение к друзьям» превалирует суждение, что многие испытуемые верят дружбу с выгодой. У 6 из 24 подростков было суждение, что жизнь научила их не быть откровенными даже с друзьями. Но хотя многие испытуемые мечтают о таком друге, который сумел бы их выслушать, подбодрить, успокоить.

По теме «отношение к спиртным напиткам» у большинства испытуемых предполагается склонность к алкоголизации: «могу выпить в веселой, хорошей компании; спиртным могу заглушить приступ плохого настроения».

Из списка суждений «отношение к приключениям и риску» испытуемые выбрали, что они любят всякие приключения, охотно идут на риск.

Подростки выразили следующее отношение к правилам и законам: когда правила и законы мешают им, это вызывает у них раздражение или для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти.

Эти суждения характерны для эпилептоидного типа. Главной чертой этого типа является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постоянно нарастающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Характерна аффективная взрывчатость. Лидерство проявляется стремлением властвовать над сверстниками. Им присуща склонность к азартным играм. Алкогольное опьянение часто протекает тяжело, с яростью.

Эпилептоидная акцентуация является почвой для острых аффективных реакций, ситуативно обусловленных нарушений поведения, ранней алкоголизации.

Отсюда можно сделать вывод: большинство выбранных суждений испытуемыми и характерные черты эпилептоидного типа совпали.

Гипертивный тип проявился у 5-х учащихся контрольной группы и у 6-ти подростков из экспериментальной группы. Для этого типа характерно почти всегда хорошее настроение. Эта черта подтверждается выбранными суждениями испытуемых, они отмечают, что у них настроение как правило, всегда очень хорошее.

Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи. Эта черта проявилась четко и у наших испытуемых они отмечают, что неудачи у них вызывают протест и негодование.

Для этого типа характерной чертой является любовь к риску и авантюре. Испытуемых так же привлекает риск и приключения.

Они всегда тянуться в компанию, тяготятся и плохо переносят одиночество. Подростки отметили, что они не переносят одиночество и всегда стремятся быть среди людей.

Гипертивные подростки, когда протестуют, взрываются гневом, их агрессивность направлена вовне, на окружающих людей или вещи; в более серьезных случаях их протест всегда действенный (они как-то поступают, а не говорят).

Они не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего тщательной кровопролитной работы, или резкого ограничения общения, угнетает одиночество или вынужденное безделье. Подростки этого типа неспособны долго сосредоточиваться на каком-либо конкретном деле или мысли, постоянная спешка, перескакивание с одного дела на другое, неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность на безудержный риск, грубость, склонность к аморальным поступкам.

Таким образом, выбранные суждения подростками подтвердили характерные черты данного типа.

Неустойчивый тип выявился у 3-х учащихся в контрольной группе и экспериментальной группы. Главная черта этого типа – нежелание трудиться: ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. Это черта подтверждается выбранным суждением подростков, что они любят вместо школьных занятий отправиться с товарищами погулять. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. Испытуемые в теме «отношение к будущему» выбрали, что не любят раздумывать о своем будущем.

Реакция группирования проявляется в раннем тяготении к уличным асоциальным компаниям. Неспособные сами занять себя, плохо переносят одиночество и в этих компаниях прежде всего ищут места для развлечений. Это подтверждает выбор суждения испытуемых, что одиночество не переносят и стремятся быть среди людей.

Отталкивающие черты характера неустойчивого типа: безволие, тяга к пустому времяпрепровождению и бездумным развлечениям, болтливость, хвастливость, соглашательство, лицемерие, трусость, безответственность. Неустойчивые подростки никогда не протестуют в открытую; обвиняют всех но не себя; с готовностью обещают и никогда не держат слово. Их протест неосознан, просто они делают «как все».

Следовательно, выбранные суждения подростками подтвердили характерные черты неустойчивого типа акцентуаций характера.

Эпилептоидно-неустойчивый тип является аморальным типом акцентуаций характера. Он формируется как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания.

Эпилептоидно-неустойчивый тип проявляется у 5-ти учащихся контрольной группы и у 3-х учащихся экспериментальной группы. Здесь сочетаются черты – властность, тяжеловесность и ригидность эпилептоида и стремление к легкому, бездумному, праздному образу жизни, присущее неустойчивому типу и нередко рассматриваемое как проявление «слабоволия». Обычно такие подростки начинают рано прогуливать школу и вслед за этим интенсивно алкоголизироваться.

Эти черты подтверждаются выбранными суждениями подростков в теме «отношение к школе», что любят вместо школьных занятий погулять с товарищами. У испытуемых предполагается склонность к алкоголизации.

Следовательно, выбранные испытуемыми суждения, сгруппированные по темам, характерны чертам выявленных типов акцентуаций характера.

По шкале Ю.В. Попова – Н.Я. Иванова было определено, что диагностируемые подростки входят в группу риска социальной дезадаптации.

В ходе диагностики по методике Басса-Дарки было установлено, что в контрольной группе детей с низким уровнем агрессивности – 30 %, со средним – 20 %, а высокий уровень агрессивности имеют 50 %. В экспериментальной группе эти показатели составили 35 %, 15 % и 50 % соответственно. Таким образом, мы видим, что 50 % детей в обоих классах имеют высокий уровень агрессивности, около трети детей (30 % и 35 % соответственно) – низкий. Детей со средним уровнем агрессивности меньше всего (20 % и 15 % соответственно). Причем, если процент детей с высокой агрессивностью в обеих группах одинаков, то детей с низкой агрессивностью в контрольном классе на 5 % больше, чем в экспериментальном, а детей со средним уровнем агрессивности, соответственно на 5 % меньше, чем в экспериментальном.

Фиксация уровня склонности подростков к виктимному поведению (на основе методики исследования склонности к виктимному поведению, разработанной О.О. Андронниковой) показала, что на этапе констатирующего эксперимента преобладает высокий уровень показателей по следующим аспектам виктимности: склонность к агрессивному поведению, склонность к некритичному поведению, реализованная виктимность.

Результаты проведения методики «Недописанный тезис». При обработке результатов мы исходили из следующих уровней ранжирования ответов: высокий – подростки дали осмысленный ответ; средний – дали правильный ответ без обоснования; низкий – подростки затруднялись дать ответ или дали неверный ответ. Результаты показали преобладание низкого уровня знаний по всем изучаемым темам.

При обработке результатов методики «Локус контроля» показатели локуса контроля от 1 до 3 баллов оценивались как – низкий уровень ответственности; от 4 до 6 баллов – средний уровень ответственности, от 7 до 10 баллов – высокий уровень ответственности. Низкий уровень явился доминирующим для подростков как контрольной, так и для экспериментальной группы.

Оценка навыков и умений подростков проводилась через количественно выраженный балл с помощью специально разработанных проблемных ситуаций по следующей бальной шкале: «1» балл ставили при правильном разрешении ситуации подростком; «0» баллов – при выполнении ситуации с подсказкой, при небольшом затруднении; «-1» — если разрешение ситуации оказалось невозможным для подростка. Также результаты проведения данной методики показали, что низкий уровень явился доминирующим для подростков как контрольной, так и для экспериментальной группы.

Исходный уровень проявлений девиантно-виктимного поведения подростков состоял из обобщения покомпонентных результатов: мотивационно-личностного, содержательного, поведенческого, рефлексивного.

Результаты уровня проявлений девиантно-виктимного поведения подростков (констатирующий этап) представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Уровни проявлений девиантно-виктимного поведения подростков (констатирующий этап)

Ошмарин Александр Петрович

г.Ярославль
кандидат биологических наук
доцент кафедры зоологии Государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского

Читать еще:  Инфекции мазок гинекология


Заглянуть в «копилку»

Оформление результатов исследования

Рекомендации для учителей, педагогов дополнительного образования и школьников
[возврат к плану]

Очень часто юные исследователи, особенно юноши, не придают должного внимания оформлению работы, между тем этот этап является не менее, а иногда и более важным, чем сбор и обработка данных. Ведь любая научная работа имеет смысл только тогда, когда с ней познакомятся и должным образом оценят другие люди. Без представления работы она имеет значение только для самого исследователя и превращается просто в хобби. В отечественной науке до недавнего времени этому вопросу уделялось недостаточное значение, однако теперь положение начинает исправляться. Ведь при огромном потоке научной информации у ученых часто просто нет времени, чтобы подробно ознакомиться с определенной научной работой.

Поэтому любая работа должна сразу привлечь к себе внимание, в ней должны быть ярко выделены главные моменты: актуальность, новизна, практическое значение, результаты внедрения в практику. Работа должна быть наглядной и броско иллюстрированной. При выступлении на научной конференции уже после первых слов докладчика слушателям должно быть ясно, о чем идет речь, и что следует ожидать от представляемой работы.

Однако следует предостеречь и от другой крайности: если за красиво разрисованными плакатами и иллюстрациями нет ничего интересного, научный доклад или отчет оказывается похожим на новогоднюю елку, украшенную пустыми безделушками.

Начинать надо с названия работы. Нередко бывает так, что первичное наименование темы исследования меняется, и неоднократно, в ходе самого исследования. Окончательное название должно абсолютно правильно отражать содержание работы и быть предельно конкретным. Например, если вы изучаете загрязненность близлежащего пруда, не стоит называть вашу работу, например, так: “Исследование проблемы загрязнения городских водоемов”. Если вам нравятся подобные названия, то необходимо уточнение, скажем, такое: “на примере пруда № 1 Петропавловского каскада г. Ярославля” и т.п.

При оформлении работы ее лучше всего набрать на компьютере и распечатать на хорошем принтере. Кроме того, что это в несколько раз сэкономит время, в ходе такой работы ее автор развивает навыки работы с такими совершенно необходимыми любому исследователю программами, как “MS Word” и “MS Excel”, которые позволяют применять любые иллюстрации, автоматически строить графики и т.д.

Если компьютера нет, его можно заменить пишущей машинкой. В крайнем случае допускается просто рукописная работа, однако почерк должен быть четким, ясным, легко читаемым.

На титульном листе работы должно быть указано название работы, автор, научный руководитель, учреждение, в котором она выполнена (лаборатория, кружок, школа). Другие специальные требования к титульному листу работы обычно оговариваются тем учреждением, куда она представляется. Не следует украшать титульный лист разнообразными рисунками, вырезанными картинками, открытками, витиевато выполненными надписями и проч. Это выглядит очень уж по-детски и не свидетельствует о хорошем вкусе автора.

Текст должен быть чистым, без помарок. Если слово или фраза были написаны неправильно, следует переписать весь лист, в крайнем случае зачеркнуть их, но не в коем случае не заключать в скобки — это неграмотно! Требования к грамотности в научном и литературном труде одинаковы.

Язык работы должен быть научным. Что это значит? Нельзя применять разнообразные литературные вольности, призванные воздействовать на чувства читателя. То, что вы хотите сообщить, должно одинаково и однозначно восприниматься любым читателем. Требование научной точности не так просто выполнить, как кажется. Известна шутка по этому поводу. Нельзя писать “слоны под Москвой не водятся”. Надо: “слоны под Москвой не встречены”.

Любая естественнонаучная работа пишется примерно по одному плану. Он обычно включает в себя: 1. Введение. 2. Обзор литературы. 3. Материал и методика. 4. Результаты и обсуждение. 5. Заключение и выводы. 6. Список использованной литературы. Такой план может незначительно меняться, но в целом остается неизменным для научных трудов во всем мире. Разберем их по отдельности.

Введение. Оно является первой главой работы и вводит читателя в курс дела: во введении необходимо отразить актуальность, новизну и практическую ценность изучаемой проблемы, сформулировать цели и задачи настоящей работы, обосновать их, попытаться убедить читателя в своих взглядах на эти вопросы. Введение показывает, насколько свободно автор владеет темой работы, его общую эрудицию. Необходимо учитывать, что достаточно часто занятые читатели из всей работы просматривают только введение и основные выводы. Из этого становится ясна особая важность именно введения. Ведь если оно написано плохо, читатель может просто отложить вашу работу в сторону.

Цель работы должна быть сформулирована конкретно, а не в общих словах. Например, нельзя писать “Цель нашей работы — изучить поведение чаек”. Здесь содержатся сразу две неточности. Во первых, каким видом чаек собрался заниматься автор? Во-вторых, поведение их достаточно сложно: бывает поведение на кормежке, при гнездовании и размножении, иерархическое поведение, отношения между молодыми особями и их родителями и т.д. и т.п. Кроме этого, поведение птиц и чаек в частности зависит от времени года, от места наблюдения и др. Поэтому изучать поведение чаек вообще — нельзя.

Еще одна типичная ошибка, характерная для школьников при написании вступления, состоит в следующем. Вместо научной цели ставится цель учебная, интересная только для самого исполнителя. Например, так: “Мы решили научиться выращивать астры на пришкольном участке”. Конечно, такая цель заслуживает всяческого поощрения, однако науки здесь никакой нет. Вот после того, как вы научитесь выращивать астры, можно с ними проводить какие-то исследования, а пока такая работа научной не является.

Обзор литературы. Довольно часто, если литературы немного, обзор литературы объединяют с главой “Введение”, это дело вкуса автора. Литературный обзор дается для того, чтобы ввести читателя в курс дела, показать, что сделано по данной проблеме другими авторами, отразить свою эрудицию по теме исследования, показать, что тема вашей работы изучена недостаточно или не изучена совсем, и вы не собираетесь “изобретать велосипед”.

При написании литературного обзора необходимо помнить о следующем. Нельзя механически переписывать фразы из разных книг и статей. Такое переписывание называется плагиатом (литературным или научным воровством) и может даже наказываться в соответствии с законами об авторских правах. Поэтому интересующие автора литературные сведения должны быть изложены его словами. Занятие это довольно трудное. Автор должен сравнить, сопоставить разные точки зрения на предмет своего исследования, предложить свои толкования этих воззрений, отметить их слабые и сильные стороны, изложить свой взгляд на проблему. Если необходимо сделать дословную цитату какого-то автора, необходимо цитируемый текст взять в кавычки и указать его источник (книгу, журнал и т.д. с указанием издательства, года, тома, номера журнала, страницы) чтобы любой читатель мог проверить его подлинность. Если вы цитируете не по первоисточнику, надо написать “цитировано по. ”.

В обзоре литературы не надо писать все, что вы нашли по интересующему вас предмету, а только то, что напрямую относится к теме вашей работы. Например, если вы изучаете поведение птиц, не следует подробно описывать их анатомию, строение гнезда и т.д.

Материал и методика. В этой главе описывают, где, когда и кем, как проводились наблюдения и опыты, сколько их было проведено, с какой точностью проводились измерения и подсчеты, какие способы обработки данных использовались. Если использовались какие-либо стандартные методики, не всегда имеет смысл их подробно описывать, так как многие из них общеизвестны. Если методика была разработана или модифицирована самим автором в процессе работы, необходимо подробно описать как исходную методику, так и изменения. которые были в нее внесены. Надо обосновать причину этих изменений и возможности, открываемые измененной методикой.

Вообще, методический раздел работы необходимо описывать подробно, так как часто неправильное описание применения методики служит основной почвой для критики работы. Очень полезно вместо подробного словесного описания места наблюдения приложить его карту-схему с отмеченными точками наблюдений и фотографии этих мест. Материал, использованный в работе, полезно привести в форме таблиц.

Результаты и обсуждение. Этот раздел работы не предусматривает переписывания дневника наблюдения или протокола опытов. Если публикация этих материалов необходима, то это надо сделать в конце работы в виде “Приложения” и в тексте “Результатов и обсуждения” делать на них ссылки. В работе должен быть представлен уже обработанный и осмысленный материал.

Наиболее просто это делается в фаунистических или флористических исследованиях. Допустим, велись наблюдения за видовым составом птиц городского парка. В этом случает приводится список видов в систематическом порядке и про каждый вид сообщаются какие-либо сведения. При этом важно отделить собственные наблюдения от взятых из литературы.

В экспериментальных или экологических работах иногда случается, что школьник стремится свести все результаты в одну или несколько таблиц, графиков или диаграмм и тем ограничиться. Это неправильно. Кроме таблиц и другого иллюстративного материала, результаты должны быть обязательно описаны словесно, со ссылками на эти иллюстрации. Именно в обсуждении полученных результатов и проявляется как бы “научное лицо” их автора, его индивидуальность, способность обобщать и делать заключения.

Порядок обсуждения результатов обычно следующий. Вначале излагаются самые общие закономерности, затем более частные. Например, при сравнении поведения хомяков и мышей вначале надо сказать несколько слов о том типе поведения млекопитающих, который вы изучаете вообще, затем грызунов в целом, и в конце — конкретных видов хомяков и мышей, с которыми ставились опыты.

Очень часто полученные результаты необходимо бывает сравнить с уже имеющимися в литературе. При этом автор в каких-то моментах обычно подтверждает литературные данные, а в каких-то может их опровергать. Самое важное при опровержении данных — убедительная аргументация. Для этого иногда приходится ставить дополнительные эксперименты или проводить более широкие наблюдения. Если такие дополнительные исследования не проводились, надо особо оговорить их необходимость, например: “. в результате проведенных работ оказалось, что наши данные нуждаются в дополнительной проверке, которая будет предметом наших дальнейших исследований в . году”.

Вообще, при написании “Результатов. ” большое значение имеет выделение личных достижений и мыслей автора, особенно тех, которые сделаны им впервые (новизна исследования). Главная задача этой главы — убедить читателя в справедливости выводов, которые делаются в конце работы.

Не следует перегружать текст специальными терминами, стремясь к наукообразности. Никогда не употребляйте слов, значения которых сами не понимаете; надо стараться применять только общеизвестные научные термины. С другой стороны, излишнее упрощенчество может вредить делу.

Выводы . Выводы — это краткое повторение результатов исследования, сформулированное в сжатой форме и без приведения доказательств, обычно пронумерованное, например:

“В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . “ и т.д.

Первым надо располагать самый важный вывод, а далее располагать их в порядке убывания важности.

В “Выводах” можно привести и перспективы дальнейшей разработки темы данного исследования, если она имеется, и указать методы, которыми она будет осуществляться.

Избегайте следующей достаточно распространенной ошибки: выводы не должны быть кратким изложением работы или ее раздела “результаты и обсуждение”.

Список литературы . Значение этой обязательной части работы школьниками обычно недооценивается. Список литературы содержит перечисление всех упоминанавшихся в тексте статей и книг. Он нужен для того, чтобы любой читатель мог найти любую книгу или статью по приведенным в списке данным. Список составляется по определенному стандарту, который можно найти в любой научной статье.

Статьи и книги в списке располдагаются обычно в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если авторов несколько, место определяется фамилией первого из них. Обычно применяется такой порядок записи: фамилия, инициалы, название книги, место издания (город), название издательства, год. Если речь идет о статье, порядок следующий: фамилия, инициалы; название статьи; журнал, том, номер, год, страницы.

Когда список литературы большой, он обычно нумеруется. Если в списке есть работы на иностранных языках, они следуют за списком русской литературы в порядке латинского алфавита.

Во избежание конфуза в список следует включать только те работы, которые автор прочитал сам.

Иллюстрации . Все таблицы и рисунки (фотографии тоже называются рисунками) должны иметь единую нумерацию. На каждую табллицу или рисунок должна быть ссылка в тексте.

Иллюстрации можно приводить в соответствующих местах текста или в конце работы. Как сделать — дело вкуса автора. Важно только соблюдать следующее правило: таблицы и рисунки должны следовать друг за другом в порядке нумерации, причем в том же порядке их надо упоминать и в тексте. Качество иллюстраций — лицо работы. Поэтому надо стремиться, чтобы все они были сделаны как можно лучше.

Все иллюстрации должны быть нужными, отражать только саму работу, а не личность исполнителя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector